Выбор правильной бизнес-идеи и модели ее реализации (партнерство, агентство, франшиза, собственный бренд) - ключевой выбор для каждого предпринимателя. И то, и другое - это хорошая бизнес-идея для начинающих и опытных предпринимателей, а также для других форм ведения бизнеса.
Что такое франшиза?
На практике франшиза - это просто бизнес-модель: особая партнерская форма всестороннего сотрудничества между компаниями, которые являются юридически и финансово независимыми. Стоит помнить, что, несмотря на всю терминологию франчайзинга, в этой модели сотрудничества преобладают обычные экономические правила: всегда существует риск и затраты должны быть ниже доходов. Что касается вопросов, которые стоит задать потенциальному франчайзеру, чем больше мы зададим вначале, тем лучше:
- Как выбрать хорошее место?
- Что представляет собой финансовая симуляция на ближайшие 2-3 года?
- Как выглядит проект контракта?
- Какой капитал мне нужен для вложения и на первые 24 месяца работы?
- Какой ожидаемый срок окупаемости?
- На какую среднемесячную операционную прибыль я могу рассчитывать после стабилизации бизнеса?
- За что и сколько именно я плачу вначале?
- Каковы перспективы нашего сегмента в Польше в ближайшие годы?
- Кто мои прямые конкуренты и в чем преимущества бренда перед ними?
- Кто мои клиенты?
- Какие сборы я буду периодически переводить в штаб-квартиру (процент от доходов, фиксированная плата, плата за маркетинг, обучение, новые продукты и т.д.)?
- Как долго длится обучение и что в него входит?
- Какую уникальную поддержку предоставляет франчайзер?
- Что содержится в руководстве по эксплуатации - как выглядит оглавление с разбивкой на главы, сколько страниц в нем содержится, насколько подробно описаны процедуры?
- Какие электронные инструменты для бизнеса использует сеть?
- На какой срок мы заключаем договор?
- Кто будет поддерживать меня каждый день?
Если вы ответили положительно на большинство из следующих вопросов, проведите небольшое исследование среди организаторов франчайзинговых систем, задайте им проницательные вопросы, просчитайте всё и уже тогда задумывайтесь о присоединении к франшизе.
Вопросы, которые вы должны задать себе как предпринимателю, для того чтобы понять готовы ли вы сами к ведению бизнеса в данной отрасли:
- Есть ли у меня управленческий опыт?
- Я хороший организатор?
- Чувствую ли я себя комфортно в ненормированное рабочее время?
- Могу ли я (или в идеале: нравится) продать?
- Нравится ли мне работать с людьми?
- Готов ли я соблюдать строгие правила делового партнера?
- Понимаю ли я, что никогда не стану владельцем бренда, который буду продвигать?
- Понимаю, чего мне следует ожидать от франчайзера?
- Есть ли у меня внутреннее согласие на риск собственного бизнеса (никто не предоставит мне влияние на денежный счет 10 числа месяца - возможна премия за риск, есть шанс на резкое увеличение прибыль, но это все же риск)?
- Достаточно ли у меня капитала для инвестиций?
- Моя семья поддерживает меня в этом решении?
- Живу ли я там, где хочу открыть филиал по франшизе?
- Есть ли у меня четкие личные, финансовые и профессиональные цели?
И если после выбора франшизы и ответов на вопросы, помогающие понять всё о полной вашей готовности стать её частью, вы не передумали, тогда вам следует скорее связаться с франчайзером и начинать плодотворное сотрудничество!