Найти тему

Всевидящее око технадзора. Как жить и работать под его прицелом

Кадр из к/ф "Властелин колец". Мимо ока технадзора и мелкий косяк не пролетит
Кадр из к/ф "Властелин колец". Мимо ока технадзора и мелкий косяк не пролетит

Добрый день, дорогие читатели. Сегодня поговорим о том, как правильно работать под всевидящим оком надзорных органов. На любой работе есть человек, который принимает у нас промежуточные и окончательные результаты работы. На стройке данная функция возлагается на инженеров технического надзора, в простонародье – технадзор. Для прораба технадзор — это основной надзорный орган, который всегда присутствует на площадке и довлеет над тобой. И сегодняшняя статья будет посвящена тому, как выстроить работу с людьми, задача которых принимать у тебя работу, и находить все возможные косяки в твоей работе. Как ты уже понял, твоя основная задача будет убедить технадзор, что ты самый честный и ответственный прораб на этом свете.

Технадзоры бывают разные. Я классифицирую представителей данной секты по двум критериям: уровень профессиональных знаний и степень дотошности. В зависимости от того, насколько сильно проявляется сочетание этих качеств, я выделяю несколько категорий. Здесь мы рассмотрим только основные крайности.

1. Божий одуванчик – человек с минимальным (бывает даже с нулевым) багажом профильных знаний и низкой степенью дотошности. Обращает внимание на самые поверхностные и явные вещи. При приемке работ больше создает видимость работы, чем работает. Не берет на себя никакой ответственности и не принимает решений. Работать с таким технадзором легко, но вредно, так как тебе придется брать его работу на себя, иначе качество будет хромать. Как с ним работать – решай сам.

2. Надзиратель – также не обременен знаниями, но очень дотошен, требователен и амбициозен. А еще убежден, что без его чуткого контроля вся работа полетит к черту. Поэтому на объекте под его присмотром будет настроен «тотальный контроль». Работать с таким персонажем сущий ад. Выдача предписаний у такого кадра поставлена на конвейер. Причем конструктивные предписания будут чередоваться с неконструктивными. Способ работы с таким только один –вступать в дебаты и не бояться конфликтовать, отстаивать свою позицию. Мне такие отчаянные кадры попадались дважды, причем оба на одном объекте. Первого я изжил, второго перевоспитал. В одной из будущих статей расскажу как.

3. Технический советник – грамотный, но скромный человек, который либо боится, либо стесняется требовать с людей их работу. Видит очень многие косяки, но ввиду характера не сильно тебя ими грузит. Замечания подаются в виде советов: ребят, вот тут бы исправили, было бы не плохо. Работать с таким типажом просто – прислушивайся к тому, что он говорит, не игнорируй.

4. Эксперт – требовательный и грамотный специалист, знающий свое дело и не задающий лишних вопросов. С таким хочешь не хочешь, а будешь делать качественно. Сработаться не сложно – делай акцент на качестве, реагируй и выполняй конструктивные замечания, но иногда показывай зубы и вступай в дебаты. Если не будешь спорить, замечаний будет прилетать все больше и больше.

Вне зависимости от профессионализма и характера есть ряд вопросов и вещей, которые всегда задают и обращают внимание абсолютно все представители технадзора. Вот они:

1. Сам проверял? Любимый вопрос, перед любой сдачей конструкций или работ. Примитивный вопрос, но может любого поставить в тупик. Ведь бывают случаи, что проверить не успел, а конструкции сдавать надо. Или проверил, а там не все хорошо (конструктив еще доделывается, устраняются мелкие недочеты), а конструкцию сдавать надо (актуально на бетонных работах). Конечно, перед любой сдачей желательно самому проверять все работы, хотя бы бегло. Но порой на все не хватает времени. Стоит помнить, что мотивы у данного вопроса могут быть абсолютно разные:

Бывают случаи, когда технадзор сильно загружен работой и ценит свое и чужое время. В этом случае он рассчитывает сэкономить время при приемке работ и надеется на твою ответственность (бывает только в том случае, если ты завоевал авторитет в глазах технадзора, и у вас доверительные отношения). В таком случае следует сказать правду: если проверял, и есть маленькие недочеты, которые, разумеется, уже устраняются, можно об этом рассказать. Если не проверял, но конструкцию нужно срочно сдавать, главное правильно это преподнести. Сошлись на сроки, давление со стороны начальства, расскажи, что закрутился и не успел толком проверить, а конструкцию сдавать надо. Обязательно сделай раскаивающийся вид.

2. А как я туда полезу? Тоже один из любимых вопросов технадзора. Зачастую, для того чтобы попасть на конструкцию, требуется преодолеть большие перепады высот. Для этого делаются лестницы, переходные трапы и т.п. Есть обязательное требование, предъявляемое к подходам до конструкции. Это требование ты не найдешь ни в каких нормативах, поэтому запоминай. Лестницы и трапы должны быть достаточно прочными и надежными, но недостаточно комфортными. Объясню для чего это нужно: эффект легкого покачивания на высоте может создать чувство дискомфорта или даже страха, а это повышает шансы на успешную сдачу конструкции. Технадзор попросту не захочет лезть туда во второй раз, и возможно закроет глаза на какие-то мелкие недочеты. Здесь главное не злоупотреблять. Ведь если конструктив будет выполнен с грубыми нарушениями, данная уловка тебе не поможет. И конечно же не стоит рассчитывать на стопроцентную эффективность данного метода. Ведь люди разные бывают. Экстремалы среди технадзоров, конечно, встречаются редко, но есть люди, которые и десять раз залезут, если будет нужно.

3. Защитный слой. Один из важных параметров, который необходимо соблюдать при армировании и последующем бетонировании конструкций. Но почему-то многие инженеры технадзора, при приемке конструкций уделяют особенное внимание именно защитному слою. Все очень просто – этот параметр проще всего проверить, для этого не нужно детальных знаний проекта и нормативных требований, поэтому у многих это исходит не от большого ума. От себя же скажу: защитный слой должен иметь место быть.

4. У вас плитка/штукатурка бухтит. А это любимое замечание при отделочных работах. Опять же, потому что проще всего проверить, никаких знаний проекта, ГОСТов и СП для этого не требуется. Ходи себе простукивай хоть сутки напролет. Решить эту проблему просто – из бригады отделочников нужно назначить специально обученного человека, который будет сопровождать технадзора и фиксировать все проблемные места. И оперативно все исправлять. И очень скоро, либо технадзору это все надоест, либо на объекте не останется бухтящих мест.

И последний универсальный совет, который пригодиться на любой работе. Когда человек принимает у тебя работу, не важно какую, и у него имеются только несущественные замечания косметического характера - никогда не нужно с ним спорить. Киваешь головой и говоришь, что исправишь. При этом ничего не исправляешь и повторно предъявляешь туже работу через пару часов. И в 90% случаев это срабатывает. Человек смотрит и говорит "Ну вот, совсем другое дело". Сделаю акцент, что так можно делать только с косметическими недочетами, серьезные дефекты нужно обязательно исправлять.

На этом у меня все, рад был поделиться опытом. С вас подписка и палец вверх. До новых баек.