Найти тему
Deal with it

Франшиза - в чем ее преимущества и недостатки

Оглавление

Франчайзинг основан на соглашении между франчайзи и франчайзером, которые являются двумя независимыми компаниями, которые работают вместе для достижения более высокой прибыли. Франчайзинг - это распространенная бизнес-модель, популярность которой приносит взаимную выгоду. К сожалению, преимущества - это еще не все - у франшизы есть и недостатки, о которых мы в двух словах поговорим в статье ниже.

Франшиза - преимущества для франчайзи

Мы начнем обсуждение качеств франшизы с взгляда глазами франчайзи. Для этой стороны контракта большим преимуществом является то, что вам не нужно иметь значительный капитал. Франчайзинг предполагает, что предпринимателю не нужно строить бизнес с нуля - он получает бренд и капитал знаний от франчайзера по контракту. А это означает экономию на рекламе и обучении подчиненных. Готовые решения, проверенные на практике, снижают риски для бизнеса. Вам даже не нужно иметь какой-либо опыт в данной отрасли, чтобы иметь шанс на успех на рынке.

Как упоминалось ранее, франчайзинг основывает основу вашей собственной компании на бренде, уже существующем на рынке. Известный и раскрученный бренд с большим количеством постоянных клиентов - настоящее сокровище. Франчайзи в основном приходит в готовом виде, ему не нужно создавать узнаваемость или потребительскую базу.

Еще одно преимущество франшизы с точки зрения франчайзи - легко предсказуемая прибыль. При открытии новой компании будущее всегда неопределенно, а в первые месяцы работы сложно рассчитывать на прибыль. Франчайзинг - это поддержка со стороны крупной корпорации со стабильной позицией на рынке, что означает большую стабильность бизнеса и перспективу более высоких доходов вскоре после открытия бизнеса.

Франшиза - преимущества франчайзера

Теперь обратимся к другой стороне договора франчайзинга - к франчайзеру. Преимущество этого метода заключается, прежде всего, в большем количестве каналов сбыта, что приводит к более глубокому проникновению в рыночные сегменты, франшиза это также хороший способ выхода на зарубежные рынки. Франчайзеру не приходится заниматься утомительным процессом расширения последующих филиалов в стране и за рубежом - продавая ноу-хау, он передает эту задачу франчайзи. Большим преимуществом для франчайзера является отсутствие прямого контроля над постоянно растущим персоналом - это также роль каждого отдельного франчайзи. Здесь вы можете увидеть значительную экономию франчайзера на управлении персоналом. Франчайзинг также является огромным преимуществом для развития самого бренда, ведь чем больше филиалов, тем он узнаваемый. Потребители запоминают его логотип и товарные знаки, что способствует увеличению прибыли компании.

Франчайзинг - недостатки с точки зрения франчайзи

Невооруженным глазом видно, что у франшизы много существенных преимуществ. К сожалению, в этой бочке с медом можно найти большую столовую ложку дегтя. Давайте теперь опишем недостатки франшизы, посмотрев на нее глазами франчайзи. Здесь, в первую очередь, следует отметить несамостоятельность ведения бизнеса. Каждый франчайзи в большей или меньшей степени контролируется франчайзером. Корпорация, стоящая за брендом, в первую очередь проверяет качество предложения в той или иной отрасли, что понятно с учетом ее заинтересованности.

Небольшая независимость по франчайзинговому соглашению также применяется к решениям, принимаемым франчайзером. Франчайзи обычно мало на них влияет - даже если они негативно влияют на успех бизнеса. Подводные камни для франчайзи могут появиться в самом соглашении о франшизе. Такой документ может содержать неблагоприятные для него пункты - например, о территориальных ограничениях его бизнеса или возможности перепродажи принадлежащего ему филиала.

Франшиза - недостатки с точки зрения франчайзера

Франчайзеру может быть сложно эффективно контролировать и управлять сетью франчайзинга, особенно в контексте зарубежных филиалов. Как нетрудно догадаться, как дома, так и за рубежом можно найти недобросовестных и ненадежных подрядчиков - поэтому процесс выбора франчайзи - довольно сложная задача.

Также следует помнить, что франчайзинг означает предоставление подрядчику бренда, бесценных знаний, места на рынке и группы клиентов. Может оказаться, что по истечении срока действия договора франчайзинга недобросовестный получатель франшизы воспользуется полученными преимуществами для прямой конкуренции с бывшим клиентом.

В предыдущем абзаце мы говорили о том, как контроль может быть проблемой для франчайзи. Как выясняется, это тоже большая проблема для франчайзера, особенно если речь идет о действительно разветвленной сети филиалов. А слишком слабый надзор за подрядчиками может иметь катастрофические последствия для финансовых результатов и репутации бренда.

Подводя итог - франшиза - отличный выбор для многих компаний, предлагающих широкую перспективу развития. С другой стороны, нельзя забывать о недостатках такой бизнес-модели - зная их, можно избежать многих связанных с ними неприятных последствий.