Проигравшие участники конкурса NASA по разработке лунного лендера подали протесты против присуждения контракта NASA компании SpaceX. Что теперь будет с программой разработки лунной версии корабля Starship.
Мы видим множество комментариев и вопросов на тему "суда против SpaceX", и хотя компания не является стороной этих разбирательств, хотим прояснить ряд важных вещей:
Что произошло?
26 апреля компания Blue Origin (как лидер National Team) подала протест в GAO (Счётную палату США, которая проводит аудит контрактов NASA) по поводу решения агентства выбрать только SpaceX для разработки лунного посадочного аппарата для своей программы Human Landing System (HLS). Она утверждает, что NASA "изменило условия конкурса в последний момент и не предоставило компании возможности изменить своё предложение, чтобы отразить сокращённый бюджет агентства на эту программу".
Кроме того, выбор NASA единственного подрядчика имеет высокую степень риска: "Корабль Starship несовместим с другими частными ракетами, что ещё больше ограничивает альтернативы NASA и укрепляет монополистический контроль SpaceX над исследованиями дальнего космоса. Не имея двух вариантов, такое решение NASA создаёт проблемы для программы HLS и "кладёт все яйца в одну корзину. Предложение SpaceX в итоге ставит под угрозу возвращение Америки на Луну. Из-за этого мы подали протест в GAO", — говорится в заявлении Blue Origin.
National Team запросили на создание своего лендера $5,99 млрд, что вдвое больше, чем было в заявке SpaceX. Кроме того, заявка команды имела более слабые технические и управленческие оценки, что в итоге не позволило NASA присудить победу ей. Однако Blue Origin также подвергли критике буквально все технические и управленческие оценки NASA:
"Такие оценки не обоснованы и предвзяты в отношении Blue Origin. Компания явно пострадала из-за того, что агентство не сообщило об изменении своих требований по финансовой части запроса, не дав возможности пересмотреть своё предложение", - говорится в сообщении Blue Origin. SpaceX же напротив получили "приемлемые" технические оценки, а рейтинг менеджмента NASA оценили, как "выдающийся".
На следующий день, 27 апреля, другой проигравший участник конкурса, компания Dynetics присоединилась к Blue Origin в подаче протеста против выбора SpaceX в качестве победителя контракта:
"У Dynetics есть опасения по поводу некоторых аспектов процесса конкурса, а также технической оценки NASA, и мы подали протест в GAO для их решения", — говорится в кратком заявлении компании. Из трёх претендентов Dynetics заняли самое последнее место. У них был самый низкий технический рейтинг, рейтинг менеджмента был таким же, как и у Blue Origin.
На SpaceX подали в суд?
Нет, это протест по присуждению контракта, он направлен к NASA. Протесты по контрактам NASA - не редкость. В 2014 году Sierra Nevada Corporation пыталась опротестовать (на секундочку!) выбор агентства Boeing и SpaceX для получения финансирования на создание кораблей Crew Dragon и Starliner. Однако GAO отклонила этот протест.
Blue Origin тоже не новички в протестах. Они подали протест в отношении закупок для 2 фазы программы Национальной безопасности в 2019 году, утверждая, что условия запроса предложений не допускают проведения полного и открытого конкурса. GAO поддержала один аспект этого протеста, но отклонила другие. Blue Origin в конечном итоге проиграли контракт на запуски.
SpaceX в 2019 году также подавали протест по результатам конкурса, проведённого ВВС для запусков Национальной безопасности, и тоже не добились успеха.
В отчёте за декабрь 2020 года GAO заявила, что лишь 15% от общего числа протестов были поддержаны в 2020 финансовом году.
При чём тут SpaceX?
Напрямую - не при чём, это споры между NASA и National Team с Dynetics. Однако, SpaceX выиграли этот контракт, и его приостановка может повлиять на сроки разработки и реализацию программы по высадке людей на поверхность луны в случае затягивания разбирательств.
Что будет с лунным контрактом на разработку Starship Lunar?
Почти с полной уверенностью можно сказать, что ничего не поменяется, просто программа потеряет несколько месяцев, а юристы - нервы. Однако, "почему бы и нет?!" - примерно под таким лозунгом подаются подобные протесты.
Чем это может быть плохо для SpaceX?
До завершения рассмотрения возникших споров, по закону, все работы и выделение финансирования по контракту в размере $2,89 млрд временно приостановлены. Максимальный срок рассмотрения протестов - до 4 августа. Это примерно 100 дней, они представляют собой 7-10% времени, доступного для выполнения программы по Starship Lunar.
Как это повлияет на программу разработки Starship?
Отметим, что речь не идёт об основной программе SpaceX по разработке Starship. Она ведётся отдельно и эти протесты никак не касаются работ над ней, при этом SpaceX сами финансируют разработку Starship из собственных источников.
Речь идёт о лунной модификации корабля специально для программы NASA. Причём SpaceX ещё до программы HLS заявляли, что хотят посадить Starship на Луну. Конечно, почти $3 млрд не будут лишними для программы разработки лунной версии, но пока она находится на начальной стадии, и речь о каких-либо проблемах с финансированием, которое не могло бы обеспечить SpaceX - не идёт.
Это месть Безоса Маску?
Мы бы так не сказали, скорее это желания сделать хорошую мину при плохой игре (а Dynetics просто за компанию). Хотя, по слухам, Джефф Безос и был зол после присуждения контракта только SpaceX, потому что считал контракт NASA фундаментальным для его компании Blue Origin.
Илон Маск по поводу протеста заявил: "Финансовый запрос Blue Origin был слишком высоким. В два раза выше, чем у SpaceX. При этом SpaceX на данный момент имеют гораздо больший прогресс в программе разработки, чем Blue Origin. Я думаю, ему (Безосу) нужно постоянно руководить Blue Origin, чтобы она стала успешной. Честно говоря, я надеюсь, что он это сделает".
Мы тоже очень хотели бы видеть конкуренцию между компаниями, но считаем, что она должна быть честной. Надеемся, здравый смысл в итоге восторжествует и все споры разрешатся во благо будущих космических свершений.
Отблагодарить авторов вы можете подпиской на канал и лайком статьи. Все статьи перенесены на Яндекс.Дзен из ВКонтакте авторами SpaceX, а фотографии взяты из открытых источников.