Найти тему

"Секретная миссия". Штирлиц, вы женщина?!

Представьте себе, что вы смотрите "Семнадцать мгновений весны", но уложенные в одну серию, грубее, прямолинейнее, с прям злобным-злоехидным антиамериканским и антианглийским замахом. А еще Штирлиц там - женского пола. Представили?

Поздравляю - у вас на экране советский шпионский триллер Михаила Ромма 1950 года выпуска "Секретная миссия".

Сепаратные переговоры Аллена Даллеса с людьми Гиммлера в последние месяцы войны, когда Германия тщетно пыталась разбить коалицию, "продав" себя Западу как последний щит против Сталина - тема благодатная, а если вы советский автор - благодатная трижды. Юлиан Семенов выжал из нее свою лучшую книгу, на основе которой был снят шедевр Татьяны Лиозновой. А сценаристы Ромма Константин Исаев (хе-хе!) и Исидор Маклярский - "Секретную миссию".

С секретной миссией американский сенатор и чин из ОСС приезжают с паспортами нейтральных стран прямо в Берлин (Швейцария? Какая Швейцария?!). Миссия - покуда прет, скупить по дешевке заводы у Круппа и агентуру на Востоке у Шелленберга. С еще более секретной миссией за ними приглядывает оберштурмбанвалькирия из СС Марта Ширке - Центру известная как Маша Глухова.

Маша Глухова (Елена Кузьмина) spletnik.ru
Маша Глухова (Елена Кузьмина) spletnik.ru

Эта черная птица гестапо в плащ-палатке, с каменным лицом и голосом, похожим на металл "шмайссера", уже по первому впечатлению должна была показаться Шелленбергу и Гиммлеру тем человеком, которому можно было доверить обеспечение безопасности переговоров с вашингтонскими чинами. И она показалась. Фройляйн Марту/агента Глухову приставили к высоким договаривающимся сторонам на должность "принеси - подай - пошел вон" - и она принесла и подала все грязные тайны союзников нашему резиденту, не забыв поинтересоваться у него, как там бабушка о родном Борьке заботится. Невозмутимая, как три Штирлица, жена режиссера Елена Кузьмина выдала достойный образец сильной женщины в мужском дотоле амплуа задолго до всяких там "ОхотниЦ за привидениями" и знойных мулаток взамен Джеймса Бонда.

Только вот противники роковой женщине Глуховой достались, прямо скажем, из подшивки журнала "Крокодил". Фильм "Секретная миссия" снимался в очень специфическую эпоху - в первые, самые отмороженные и накаленные годы холодной войны, когда вчерашних союзников мы мазали поносом по морде широкой малярной кистью, не стесняясь использовать даже трофейные гитлеровские фильмы про подлость проклятых англичан. В "Миссии", разумеется, им досталось по полной программе.

Надменный сенатор и приданный ему в усиление разведчик Гарви хозяйничают в Берлине как у себя в офисе, раздавая распоряжения промышленникам и партайгеноссе - при живом-то Гитлере. Мордатый Шелленберг с видом приказчика колбасной лавки и карикатурно-буржуистые Круппы в тоненьких очочках лебезят вокруг них, как последние дворовые холуи. Сразу понятно, кто в этом капиталистическом германском Мордоре настоящий Саурон вместо утратившего контроль фюрера, которого Гиммлер и Борман разводят как ребенка и который появляется в одной-единственной сцене не первой важности.

Посланцы из мира чистогана творят чудеса, щелчком пальцев и щедрыми посулами Гиммлеру разворачивая немецкое наступление в Арденнах - которое показано как "новый Дюнкерк", (тогда как в реальности фриц в декабре 44-го был легко остановлен союзниками на первом естественном рубеже - реке Маас - а в январе уже покатился из Арденнского выступа назад). Американская делегация порхает над линией фронта из Берлина в Лондон - к спонсорам с Уолл-Стрита - и обратно аки птичка божия, по поводу чего сенатор-респубиканец постоянно воздает хвалу небесам. Шелленберг завещает ей полный портфель лучших агентов на Балканах - включая лично югославского министра Ранковича (непослушную "клику Тито" лягали тогда во всех наших политических триллерах). Если Марта со сжатыми губами напряженно блюдет секретность, как Штирлиц из фильма, то пиндосы окаянные действуют с воистину челентановским нахальством Штирлица из анекдотов. Никакой тебе тонкой игры на мудреных переговорах с Вольфом в Берне - открытый договорный матч.

(к слову, советский резидент, который снабжает фройляйн Глухову новостями про Борьку и никак не может купить ей фиалки из-за бомбежки, тоже преспокойно шастает в Москву через все бои и войны. У них что там, как у Кира Булычева, телепорт в подвале?).

А где-то в Лондоне шарообразный Черчилль, наблюдая из-за кулис за сепаратными переговорами, озвучивает стратегическую цель всего безобразия, подпрыгивая от злости - "УНИЧТОЖИТЬ РОССИЮ!!!111". (Справедливости ради, он и в реале считал красную Москву с ее мировой революцией врагом номер один - а в войну просто нужен был кто-то большой и страшный для битья третьего рейха).

Слава богу, творцы "Секретной миссии" все-таки были скованы по рукам и ногам тотальной коммунистической идеологией и потому обязаны были на каждую реакционную силу зарубежных стран находить прогрессивную, а не замазывать всех западных персонажей густопсовым черным. Появятся в сюжете и немецкие подпольщики-коммунисты, на которых половина нашей шпионской сети держится, и Честный Американец - пленный симпатяга-летчик, со страстью обманутого в лучших чувствах избирателя чистящий сенатору рыло.

Сейчас кааааак вмажет проклятому республиканцу! Жалко, Джо Байден не увидит.
Сейчас кааааак вмажет проклятому республиканцу! Жалко, Джо Байден не увидит.

И наконец, толпы простых американцев и англичан в финале, бросающие чепчики в воздух в честь Победы так же, как и наши - только у отеля "Астор", а не на Красной площади. Чтобы еще сильнее подчеркнуть единство всего прогрессивного человечества, матросы Его Величества посередь Лондона точно так же ревут "Да здравствует Сталин", как и советские офицеры. Современного зрителя от этого Сталин-крещендо в финале может и покоробить - ну так время было такое. И думается мне, что в Сталинской премии создателям фильма этот финишный клич сыграл не последнюю роль.

Но будем объективны - на брегах Альбиона тогда про вчерашних рашн френдов клепали страшилки не хуже. Через пять лет после "Секретной миссии" Ян Флеминг издаст своего "Лунного гонщика", где агент 007 разоблачает фашистского недобитка, готовящего лондонцам атомный привет на голову по заказу злого СМЕРШа. В запале холодной войны братцы-союзники приписывали друг другу шушуканье с немцами на фоне последних боев, не моргнув и глазом .

Даже странно, что "Секретную миссию" я нечасто встречал в телепрограмме. А то эпоха для фильмов о подлянках Вашингтона снова настала самая подходящая. Может, жалко против героев "Крокодила" такую серьезную даму выставлять?

До новых встреч с Негодяем!