Фильм, существование которого долго игнорировалось отечественными историками кино, стал общепризнанной классикой кинофантастики за рубежом. «Аэлита» считается важным явлением в истории киноискусства в целом. Я решила узнать больше о первом фильме про космос.
Первый хит о фантастике
«Аэлита» был первым немым фильмом Якова Протазанова после возвращения из эмиграции. Марсианские декорации были выполнены Виктором Симовым в духе конструктивизма, а дизайн костюмов разработан художниками по костюмам МХАТа Исааком Рабиновичем и Александрой Экстер при участии Надежды Ламановой.
Организаторы первой в СССР экспериментальной мастерской по мультипликации при Государственном техникуме кинематографии Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко и Юрий Меркулов предлагали Протазанову ввести в фильм мультипликационные эпизоды, но режиссёр на такой эксперимент не пошел. В итоге подготовленные эскизы были использованы для создания научно-фантастического мультфильма «Межпланетная революция». Этот фильм стал таким хитом в Советском Союзе, что многие новые родители называли своих дочек «Аэлита».
Отрицательная реакция
Несмотря на широкий зрительский успех, фильм был принят советской критикой довольно холодно. В опубликованной в «Известиях» рецензии на фильм было сказано: «Гора родила мышь». Рецензент газеты «Правда» писал, что «стремясь исправить сомнительный с идеологической точки зрения сюжет романа Толстого создатели фильма сделали его сумбурным и невнятным». «Кино-газета» (издававшаяся самой кинокомпанией «Межрабпом-Русь») писала о фильме как о «выдающемся феномене», но сожалела, что «фильм слишком далеко отошел от сюжета романа». «Кино-неделя» обвиняла сценаристов фильма в том, что им чужды интересы рабочего класса, и призывала установить жёсткий партийный контроль над такими идеологически сомнительными режиссерами, как Протазанов. «Новый ЛЕФ» назвал фильм старомодным развлекательным кино, бесполезным для новой советской культуры.
Сюжет
Действие фильма начинается в декабре 1921 года в Петрограде, вскоре после окончания Гражданской войны. Инженеры Лось и Спиридонов в исполнении Николая Церетелли получают таинственный радиосигнал и пытаются разгадать его смысл. Так в их головах рождаются мысли о неизведанной космической цивилизации.
Параллельно показана жизнь на Марсе, где Марса Гор (Юрий Завадский) изобретает машину, позволяющую наблюдать за жизнью землян. Правитель Тускуб (Константин Эггерт) запрещает ему кому бы то ни было сообщать об этом. Но королева Марса Аэлита (Юлия Солнцева) узнаёт о машине и просит Гора показать ей Землю. В числе прочих картин она видит Лося, который целуется со своей женой Наташей. Аэлита хочет больше узнать о жизни землян, а главное — лучше её почувствовать. Хотя Аэлита — королева, но она лишь «царствует», а на самом деле правит Марсом совет «Старших» во главе с Тускубом. Рабочие Марса находятся на положении рабов, ненужную рабочую силу складируют в холодильниках и при необходимости размораживают. В фильме показана борьба рабочего класса за права и свободы, которая невольно должна ассоциироваться с борьбой советского народа.
А вы смотрели это кино?