Найти тему
Мария путешествует.

На Ай-Петри пешком по Кореизской тропе. О чём нужно знать заранее. Путешествие по Крыму, день седьмой.

В этот день я многое делала в первый раз: поднималась на высоту более 1000 метров, пила воду из источника, материлась вслух и ловила попутку. Но давайте по порядку.

Вышли мы из Гаспры в 10 : 24. Два в десятой – легко запомнить. Улочками добрались до шоссе, за которым находится вход в заповедник. Заблудиться на этом участке сложно. Гору видно. Дорогу, ведущую наверх к трассе – тоже.

А вот теперь внимательно.

На входе висит объявление, запрещающее проход без пропусков. И висит оно не просто так. На тропах, ведущих к Ай-Петри, пропуска проверяют. По словам местных, регулярно. Мало того что штраф при отсутствии разрешения на посещение составит несколько тысяч рублей, так ещё и в отделение оформляться повезут. Процедура, сдаётся мне, не из приятных.

Поэтому. Пропуск лучше оформить на входе (потом Интернет пропадёт). Делается это онлайн и за пять минут. Вот тут. Стоит 150 рублей, оформляется на конкретную дату. Теперь можно со спокойной совестью идти дальше и знать, если потеряетесь – будут знать где вас искать.

Мы информации про онлайн-регистрацию не увидели. Потом возвращались с полпути оформлять. Потеряли время и ориентир в виде людей в экипировке, точно знающих куда идти. И на себе проверивших, что будет, если нарваться на проверку без разрешения.

Немного про тропу. Ещё внимательнее.

До источника ведёт широкая тропа, ещё и указатели через каждые 10 метров. После источника широкая тропа со стрелочками продолжает идти. Но не на Ай-Петри. Ведёт она к Серебряной беседке. От неё на вершину или по серпантину 10 километров, или возвращаться. Нам пришлось вернуться. Запомните. После источника с надписью «Бобыли» вам по узкой тропе (слева) наверх. Резко наверх.

Так выглядит источник. Воду пить можно - проверено на себе.
Так выглядит источник. Воду пить можно - проверено на себе.

Если до развилки дорога идёт в гору относительно плавно, то после комфортно уже не будет. Нет, я находила комментарии, что трудно будет первые 100 метров после источника, а потом – «прогулочным шагом». Ага. Потом только вверх по скалам. Всё круче и круче. До победного.

И чёрт бы с сухими скалами. Но на высоте была грязюка и снег. Хорошо, что в этот раз к нам в головы неожиданно пришла здравая идея: палки. Обычные, деревянные, грязные палки не дали организовать покатушки по глине и камням.

Дорога до. Простая.
Дорога до. Простая.
Небольшой кусочек ровной дороги на крутом участке.
Небольшой кусочек ровной дороги на крутом участке.

А страх убиться не дал развернуться и пойти вниз. Иногда смотреть вниз – вообще отличный мотиватор. Только тебе кажется, что вверх – сложно и опасно, – просто посмотри вниз. Выглядит явно хуже.

Зато какое было счастье, когда мы всё-таки доползли. Без вывихов и переломов. Правда, местами в грязи.

В любом случае, гордость зашкаливала, а виды открывались божественные. Радовались мы ровно до тех пор, пока не осознали, что не только подъёмник в апреле ещё не работает, но и маршруток-автобусов-такси не видно.

Вечерело.

Во всех известных службах такси за нами ехать отказались. На парковке было машин 10. Мы, напомню, ухрюканы. Начинало темнеть.

Подошли к одной машине – отказ. Побежали ко второй, отъезжающей. В ней было трое молодых ребят. Нас втиснули к девушке на заднее сидение. Чтобы мы делали, если бы нам все отказали – не знаю. Спускаться не вариант, найти ночлег наверху в несезон… Не знаю, не знаю.

Дорога на Ай-Петри – серпантин со множеством резких поворотов. Далеко не каждый водитель с городским опытом осилит. Наш водитель осилил. Более того, заехал к водопаду Учан-Су. Мощно. Весна, полноводье. Насыщенный день получился.

Учан-Су.
Учан-Су.

Выводы: на Ай-Петри побывать надо. Однако рассчитывайте свои силы, не каждому пеший подъём будет по плечу, хоть путь и недолгий (если не блуждать – трёх часов достаточно для подъёма с территории заповедника).

Мы пришли воон оттуда)
Мы пришли воон оттуда)

Рекомендации:

- пройдите онлайн регистрацию на маршрут;

- берите с собой воду и палки;

- внимательно прочитайте описание маршрута, чтобы не свернуть не туда;

- продумайте альтернативные пути спуска.