Найти в Дзене
Азбука Вокала

Нужно ли заставлять ребёнка заниматься музыкой? Поможет ли это ему в жизни?

Наслышав о многих полезных эффектах от занятий музыкой - и память она развивает, и интеллект, и мелкую моторику, и чувство прекрасного - некоторые рьяные родители начинают буквально заставлять своих детей ходить в музыкальную школу или нанимают репетитора. Дети при том бывает, протестуют и льют горючие слёзы на клавиатуру пианино, но родители непреклонны: потом спасибо скажут! Какова вероятность, что выросшие дети действительно скажут спасибо, если им причиняли добро в виде музыкальных занятий, и заставляли петь или играть против их воли? К чему на самом деле приводит такой подход? Давайте разберёмся! Во-первых, музыка действительно полезных во всех отношениях вид деятельности. С каждым годом учёные открывают всё больше и больше полезных эффектов, которые музыка оказывает на психику и интеллект человека. Но вместе с тем, профессиональные занятия музыкой - особенно на таких инструментах, как скрипка (и другие струнные), фортепиано - могут быть очень непросты для освоения детьми дошк

Наслышав о многих полезных эффектах от занятий музыкой - и память она развивает, и интеллект, и мелкую моторику, и чувство прекрасного - некоторые рьяные родители начинают буквально заставлять своих детей ходить в музыкальную школу или нанимают репетитора. Дети при том бывает, протестуют и льют горючие слёзы на клавиатуру пианино, но родители непреклонны: потом спасибо скажут!

Какова вероятность, что выросшие дети действительно скажут спасибо, если им причиняли добро в виде музыкальных занятий, и заставляли петь или играть против их воли? К чему на самом деле приводит такой подход?

Давайте разберёмся!

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Во-первых, музыка действительно полезных во всех отношениях вид деятельности. С каждым годом учёные открывают всё больше и больше полезных эффектов, которые музыка оказывает на психику и интеллект человека.

Но вместе с тем, профессиональные занятия музыкой - особенно на таких инструментах, как скрипка (и другие струнные), фортепиано - могут быть очень непросты для освоения детьми дошкольного и младшего школьного возраста. И не только непросты, но и на каком-то этапе и неинтересны. Они требуют большого умственного напряжения, усидчивости, терпения, координации. И часто даже ребёнок, который сам высказал желание "хочу на пианино!", в процессе быстро остывает, когда надо гонять одни и те же гаммы.

Ко мне приходят учиться много взрослых, выросших из тех детей, которых родители "дожали" и не дали бросить музыкальную школу. У этих взрослых есть много схожих черт:

1. Они все после окончания "музыкалки" "забыли её как страшный сон" и никогда не садились за инструмент в осознанном возрасте

2. Они очень не уверены в своих способностях, думают, раз в музыкалке обучение было со слезами, значит, способностей у них нет

3. Музыка для них -это стресс, они зажаты, им тяжело расслабиться, когда они музицируют и вообще по жизни. У них нет лёгкости, спонтанности, прямого контакта с эмоциями, им трудно понять и выразить свои чувства.

4. Они жалеют о потраченном времени в детстве, что они недобегали и недогуляли те часы, которые провели за инструментом (часто говорят с горечью"потерянные годы").

Но почему же некоторые из них всё-таки возвращаются в музыку, даже на любительский уровень? Чаще всего, потому что видят, как кайфуют другие, понимают, что музыка связана не только с мучениями, и решают дать себе второй шанс. Но это один из десяти. Остальные несут в себе этот стресс через всю жизнь, и не приближаются к музыке ни на каком уровне.

Как же быть родителям и педагогам?

Выход только один - сделать музыкальные занятия живыми и превратить их в захватывающую игру. Чутко наблюдать за ребёнком - что у него больше раскроется в процессе занятий - голос, моторика пальцев, или чувство ритма, и подбирать вид занятий наиболее соответствующий естественной склонности ребёнка - скажем, вокал, пианино или ударная установка. Обсуждать с ребёнком впечатления от занятий - что у него идёт лучше всего, а где возникли сложности.

Музыка - один из видов деятельности, приносящих максимальное удовольствие человеку, и кратно повышающее качество жизни, даже если он не планирует заниматься ей профессионально. Но приведение ребёнка в этот мир должно сопровождаться только радостью, лёгкостью и предвкушением прекрасного.

А вы ходили в детстве в музыкалку? Какие остались впечатления? Поделитесь опытом в комментариях!

Спасибо за лайк и подписку!

Почитать по теме:

С какого возраста можно обучать ребёнка музыке?

Важен ли талант для занятий музыкой, или еще раз о правиле 10 000 часов

Можно ли заниматься вокалом во время беременности?