Найти тему
Около Успеха. Slow media

Нюансы работы с эпоксидной смолой

Сразу после открытия столярки попали к нам в руки два слэба: дуб продольный и карагач поперечный. Конечно, мы не удержались и решились сразу на два стола. Дорвались до работы ))

Целый не сфоткали. Есть только фото уже в распиле
Целый не сфоткали. Есть только фото уже в распиле

Кудрявый карагач
Кудрявый карагач

  1. Смолу изначально купили через Авито, немного, пробную партию. Она категорически нам не понравилась. И сейчас, по прошествии времени, я понимаю, что смола была так-себе качества, хорошо, что заказывать там больше не стали. Еще я сразу обратила внимание на миллион ошибок в инструкции к смоле. Меня (а я журналист по профессии) это достаточно сильно бесит, особенно, если это касается работы, а не личных переписок.

Не путать с граммар-наци ))

Нашли поставщика смолы в вк. Всю заявленную информацию по смоле проверили на своих работах, всё соответствует, нигде не приукрасили.

2. Далее стоял вопрос об опалубке. Дуб должен был превратиться в обычную стол-реку, а в карагаче хотели залить трещинки и сделать 1 см слой смолы на поверхности. Это были пробники, поэтому планировалось сделать что-то классическое и что-то что вызывало по видюхам большое количество вопросов.

Опалубка для дуба
Опалубка для дуба

И если с дубом было немного попроще (просто сколотили из того, что было, прямоугольник плюс проложили толстым полиэтиленом), то из-за “кудрявой” формы карагача мы мучались с рождением идей. Время поджимало, идей нормальных не появилось. Хотели вылепить из самоотвердевающей глины, но она не липла к карагачу. И тут, внимание, я взяла пластилин)) Весь, который был у дочери. Аккуратно и достаточно щепетильно я сделала бортики по всему периметру. Красивые такие, разноцветные, бортики )))

Конечно же, смола утекала. Хотя и очень медленно. Моя учитель химии, услышав эту историю, разочарованно посмотрела бы на меня, учитывая, что на олимпиадах по химии я всегда занимала призовые места.

История с заливкой карагача завершилась следующим образом: мы ждали какое-то время (до усиления вязкости смолы), подливали смолу. И пока она могла, она утекала. В какой-то момент вязкость ей закрыла дорожки, но смолы уже не осталось, чтобы сделать этот необходимый сантиметровый слой сверху.

Фото к статье называется “Почему нельзя делать опалубку из пластилина” ))))

Вот что происходит с пластилиновыми бортиками при снятии и обработке слэба
Вот что происходит с пластилиновыми бортиками при снятии и обработке слэба

3. В инструкции было четко написано, что после заливки в течение следующих суток “подзастрявшим” пузырькам нужно помочь добраться до поверхности горелкой или специальным спреем. Заливали мы в субботу, в воскресенье в мастерской не появлялись. Обескураженные супер-жидкой консистенцией смолы при заливке, мы не поверили тому, что было написано в инструкции. А в понедельник утром – поверили. Так как смолу мы покупали самую жидкую для толстослойных заливок, срок отвердевания для дальнейшей обработки 7-10 дней. А вот через 24 часа смола “встает” настолько, что выгнать пузырьки с глубины не получится, не вскипятив смолу. Когда смола закипает, это выглядит как оплавившийся полиэтилен.

4. Когда смола “встала” (ждали мы неделю примерно), муж приступил к снятию опалубок, очистке и шлифовке. И вот тут сюрприз от дуба: малюсенькая часть смолы снизу в виде тонких изогнутых струнок не застыла.

Вычищенные «канавки» не застывшей смолы
Вычищенные «канавки» не застывшей смолы

Мы подождали пару дней после того, как перевернули – ситуация не изменилась. Такое может произойти вследствие попадания влаги, неподходящих окружающих условий или некачественного смешения смолы с отвердителем. Сейчас я уверена в том, что мы как раз не уделили достаточно времени для перемешивания.

Советы: если у вас большая заливка, смешиваем в указанном соотношении в твердо пластиковой таре (мешаем-мешаем-мешаем), потом ОБЯЗАТЕЛЬНО переливаем в другую такую же тару и снова мешаем-мешаем-мешаем. Обычно как раз по периметру первой тары снизу остаются неразмешанные компоненты. Ну, и к этому совету еще плюс стандартные: не высокая влажность помещения, средние температуры, сверху после заливки накрываем все куполом с отверстиями такого размера, чтобы влага спокойно выходила, а пыль из мастерской не залетала. 

Если так произошло, тщательно вычищаем, отшлифовываем эти “косяки” и заливаем их. Прокатит в любом случае, кроме заливок кристально прозрачных. Разница в матовых или цветных заливках, если и будет заметна, то исключительно с торцов.

5. Дальше всё попроще: шлифовка с полировальными пастами (можно и ГОИ использовать с керосинчиком, можно автомобильные мелкозернистые) от крупного зерна к мелкому с небольшим шагом. И финальное покрытие. Вариантов несколько. Не буду распаляться тут на все, но мы выбирали между лаком и любимым масловоском (и дерево, и смолу чем-то одним). Собственно, карагач залачили (лак-шлифовка-лак-шлифовка… до желаемого результат), дуб покрыли масловоском.

Дуб под масловоском
Дуб под масловоском
Карагач под полуматовым лаком
Карагач под полуматовым лаком

Так как дубовый стол-река – это теперь наш обеденный (а у нас, напоминаю, трое детей), и больше двух месяцев мы его юзаем, то смело скажу, что масловоск – это не очень хорошее решение для постоянно работающей поверхности. Конечно, он максимально натурален и на ощупь дуб всё еще дуб. Но следующий стол будет покрыт лаком. Или придется масловоск раз в месяц обновлять. К тому же достаточно трудно всякие кашки-творожки с него вытирать. А уж если еще и не сразу вытираешь, то это хуже тарелки из под гречки, оставленной на ночь.

Итоговый дубовый стол
Итоговый дубовый стол
Итоговый стол из карагача
Итоговый стол из карагача
Красота!
Красота!
Прекрасный ракурс для столов
Прекрасный ракурс для столов

6. В этом пункте “бонус” информации, которую мы почерпнули из работы со смолой при заливках досок и моих любимых цилиндриков.

- Если у вас нет цельнолитой формы для заливки, то 70% времени уделяем опалубке, герметизируем всё и вся! Будет дырочка в 0.5 мм – смола утечет.

Цельнолитая форма для заливок
Цельнолитая форма для заливок

- Дерево в опалубке фиксируем струбцинами или самодельными… струбцинами. Ничего сверху лучше не класть: или не прижмет, или приклеится.

Самодельные струбцины
Самодельные струбцины

- Если заливаете что-то с корой, кору изначально грунтуем (можно также смолой, но легче лаком). Это касается и всего, что может содержать воздух. Цилиндры из массива сосны максимально наполнены воздухом, который выходит не мгновенно, а постоянно до момента усиления вязкости смолы. Как итог – дорожки пузырьков от дна до поверхности. ГРУНТУЕМ заранее.

Исходный материал одного проекта
Исходный материал одного проекта
Надеялась, что акрил загрунтует...
Надеялась, что акрил загрунтует...
И... нет, акрил не грунтует ((
И... нет, акрил не грунтует ((

- Первые пару часов смотрим, помогаем пузырькам выходить.

- Чтобы легче и быстрее смешивать смолу с отвердителем, я ставлю пластиковую тару в тазик с горячей (не кипятком) водой. Тепло выступает катализатором, реакция проходит быстрее и качественнее. Этот же способ прекрасно подходит, если смола, постояв, стала не прозрачной, или в ней выпал осадок.

- Краситель добавляем после тщательного смешения смолы и отвердителя, тоже долго мешаем. Если это люминофор, то его добавлять нужно достаточно много.

Изредка продолжаем делать досочки
Изредка продолжаем делать досочки