В 1868 году 24-летний подающий большие надежды художник Илья Репин увидел на Неве бурлаков. Толпу оборванных мужиков, запряженных в лямку подобно лошадям. Бурлаки тащили вверх по течению реки баржу. Зрелище это поразило художника своим контрастом с отдыхающей на берегу реки разряженной в пух и прах публикой.
Через два года Репин сделал первый набросок к картине, которая принесла ему мировую известность, вызвала нешуточный скандал и стала предзнаменованием наметившегося перехода русской живописи от академизма к критическому реализму.
Вопреки распространенному мнению, Репин не был первым, кто обратился к теме бурлачества в живописи. Однако, он первым сделал акцент именно на бурлаках - их типажах, характерах, их страданиях. Так, великий русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов в 1870 году написал картину "Бурлаки", но, в отличие от полотна Репина, акцент в ней сделан на пейзаже.
Картина Репина была закончена в 1873 году и ее сразу же показали широкой публике на выставке живописи в Петербурге. Реакция на картину была противоречива. Свободолюбиво настроенная молодежь и интеллигенция объявили картину "подлинным искусством" и "единственной правдой о самодержавной России".
В консервативных кругах картину приняли настороженно. Так, академик живописи Федор Бруни заявил, что полотно Репина - это профанация искусства.
Было немало претензий и к реалистичности картины. По мнению многих, Репин намеренно сгустил краски, пытаясь изобразить русскую действительность в более черных тонах, чем было на самом деле. Критический реализм Репина оказался слишком критическим, и не слишком реалистичным. Так, министр путей сообщения Российской Империи возмущался:
Ну какая нелегкая вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину! Зря только опозорили Россию!
В каком-то смысле критики Репина были правы. Художник, действительно, несколько сгустил краски ради воздействия на публику. Более того, сохранился ранний вариант картины - и там сделан еще больший акцент на страданиях бурлаков.
Чтобы заметить одну из важнейших "полуправд", допущенных Репиным, следует внимательно посмотреть на картину Ильи Ефимовича, а затем, столь же внимательно - на представленную выше картину Алексея Саврасова. Заметили? Да-да, все верно. Бурлаки никогда не таскали баржи столь маленькими группами - это просто физически невозможно. Посмотрите, какая огромная толпа тянет баржу на картине Саврасова - вот так оно и было на самом деле. Репин же намеренно уменьшил количество бурлаков, чтобы подчеркнуть их страдания.
"Бурлаки на Волге" - это в очень большой степени революционная картина. Всем, в том числе, близким к правительству кругам было понятно, что хотел сказать художник своим полотном. Бурлаки, олицетворяющие весь русский народ, напрягая все силы, тянут на себе ярмо самодержавия. Почему бы не скинуть это ярмо?
У Репина появилось множество подражателей, критический реализм углублялся, мода показывать русскую жизнь исключительно в черном цвете начала превалировать. К чему это привело в конечном итоге - известно. Конечно, нельзя сказать, что Репин был одним из тех, кто ковал революцию, но свои пять копеек он в нее точно внес.
Это, кстати сказать, прекрасно осознавали большевики. Картина "Бурлаки на Волге" была одной из самых тиражируемых в СССР. Ее воспроизводили в школьных учебниках, печатали на марках, конвертах и открытках. Самого Репина, оказавшегося после революции в Финляндии, уговаривал вернуться на Родину лично Клим Ворошилов. Основоположник критического реализма был нужен молодой республике для условной легализации нового искусства - социалистического реализма. Подобно тому, как Максим Горький стал своего рода "печатью одобрения" на литературе соцреализма.
Как бы то ни было, "Бурлаки на Волге" остаются одним из самых значительных произведений русской живописи за всю ее историю.
Еще больше статей про живопись, про историю России, про гениев и их темные стороны, про художников, писателей, актеров, путешественников, про экранизации книг отечественных и зарубежных авторов, про иллюстрации к знаменитым книгам, про кино, литературу, философию, интересных людей и невероятные события - на моем канале! Подписывайтесь!
Мои книги
Мой Инстаграм
Мой Фейсбук
Я на Автор.Тудей
Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.