Недавно попал на смотровую площадку около аэропорта Саратов - Центральный, посмотрел на аэропорт -и стало немного грустно ... После открытия международного аэропорта Гагарин, Саратов - Центральный закрыли за ненадобностью. и ходят слухи, что на его месте будет большой торговый комплекс. Правда, для чего он будет нужен ... В Саратове и так, куда не плюнь - тебя обязательно спросят "Что Вы хотели" ...
Вспомнилась молодость, когда после получки мог спокойно слетать, одним днем в столицу, чтобы просто попить пива и купить хороших сигарет ... Аэропорт в центре города, садишься на утренний рейс и через час ты уже в Быково, а когда уже начали летать в Домодедово, так времени на дорогу стало и того меньше ... Вечером того же дня обратно. Рейсов было много, и билет можно было легко купить хоть за 10 минут до окончания регистрации.
Помнится, самолеты заходили на посадку со стороны Волги или со стороны Ленинского района, так уже располагалась посадочная полоса. Когда вылетали из Саратова, всегда старался садится с правой стороны у окошка, и если самолет взлетал в сторону города - с высоты птичьего полета был очень хорошо виден мой дом ... А если взлет проходил в сторону Волги, то какой красивый вид открывался на Волгу ... Лайнер еще не успевал набрать достаточной высоты и были хорошо видны Набережная во всей её утренней красе, и оба моста - автодорожный и железнодорожный. Виды были просто завораживающие ...
Нашёл на ютубе видео из окна лайнера. Заход на посадку со стороны Волги.
Сейчас, с вводом в эксплуатацию аэропорта "Гагарин", трасса тоже проходит недалеко от моего дома, но летят самолеты уже высоко и далеко ... А в совсем еще недавние времена самолеты пролетали почти над крышами домов, и был хорошо виден не только тип самолета, но и что на нем нарисовано ...
Смотрю, еще живое и само здание аэропорта, и багажное отделение, и административное здание для летного и технического персонала. Всё это до сих пот охраняется ... Из-за забора виден хвост ЯК-42 на территории аэродрома. А на аллее у входа в здание аэровокзала, как памятник, стоит "Настенька" - АН-24 с бортовым номером РА-46331. Ничего не сломали- и это радует!
Когда я был еще подростком, отец мне часто рассказывал про свое военное детство, тесно связанное с этим аэродромом. Во время войны на аэродроме базировались части авиационного полка (к сожалению, я не имею достоверной информации об этом полке), и мой дед работал техником на аэродроме. Жили они тогда невдалеке, и все свободное время мальчишки проводили около аэродрома ... Лётчики - молодые ребята, не на много старше местных мальчишек, частенько подкармливали ребятишек галетами и шоколадом из своих пайков, а поварихи пускали в столовую и подкармливали сэкономленными остатками обеда ...
Аэродром "Саратов-Центральный" был построен в 1931 году для нужд сельского хозяйства. Позднее был построен и аэровокзал (одноэтажное деревянное здание с верандой), и "Саратов-Центральный" стал обслуживать местные пассажирские перевозки.
Бывший международный аэропорт федерального значения в Саратове, расположенный в Кировском районе города на Соколовой горе. Согласно распоряжению Правительства РФ, аэропорт «Центральный» закрыт с 21 августа 2019 года. (материал из Википедии - свободной энциклопедии)
Саратовские авиалинии или Сара́виа.
Российское авиапредприятие 1931-2018 г.г., занимавшееся авиаперевозками и эксплуатацией аэропорта Саратов-Центральный.
Думаю, что не стоит в подробностях описывать это авиапредприятие, о нем и так много написано в интернете ... Просто, когда я частенько летал по маршруту Саратов - Москва, благо в восьмидесятые это было доступно, билет стоил всего 20 рублей (на поезд билет стоил 12 - 14 рублей), узнавал в лицо многих командиров воздушных судов и знал их почерк (в восьмидесятые, в особенности на ЯК-42, автоматики было очень мало и почерк каждого пилота был заметен).
Вспомнился случай. Вечерний рейс из Домодедово в Саратов-Центральный. В Домодедово низкая кучевая облачность, можно даже по простому выразится "тучность" ... Дождя вроде нет, но посадка задерживается, причем не только нашего, а всех рейсов ... И вот спустя час, "как гром среди ясного неба", объявляется посадка именно на наш рейс. На улице хмуро, и одинокий автобус везет нас к Яку. Пассажиры заняли свои места, заходят пилоты (экипаж знакомый, летал с ними уже несколько раз). Командир, проходя между рядов, как обычно поприветствовал пассажиров, попросил всех пристегнуться и шутливо попросил не открывать на ходу окна и двери :))) Заранее попросил прощения на случай если маленько потрясет ...
Обычное выруливание, разбег, взлет, набор высоты - всё как обычно, но вот самолет начал проходить сквозь облачность. И вот тут началось ... Создавалось впечатление, что самолет облетает облака. Он кренился то вправо, то влево и в прямом смысле махал крыльями. Я сидел около иллюминатора, была хорошо видна консоль крыла и когда консоль задевала за сгусток тумана, самолет подбрасывало, и крыло начинало вибрировать ...
Стюардесс было просто жаль ... Позабыв о всяком сервисе, они бегали по салону и раздавали пассажирам гигиенические пакеты, собирая уже "наполненные" ... Хорошо что я сидел около окна и мог смотреть в иллюминатор, лишь краем глаза наблюдая за тем, что творится в салоне.
Но вот поднялись над облачностью, из-за горизонта выглянуло солнце, самолет перестало качать, и пассажиры успокоились, получив свои порции минералки, лимонада и "барбарисок". Минут через двадцать мягкая посадка в Саратове. Когда экипаж выходил, все пассажиры дружно начали аплодировать ... Вот такой мне и запомнилась авиакомпания Саратовские авиалинии!
Не знаю уже, что творилось внутри авиакомпании, и какие к ней были претензии и нарекания со стороны Росавиации, но жирный крест на существовании авиакомпании поставила авиакатастрофа с самолетом АН-148 под Москвой.
Катастрофа Ан-148 в Раменском районе - крупная авиационная катастрофа, произошедшая 11 февраля 2018 года. Авиалайнер Ан-148-100B авиакомпании «Саратовские авиалинии», выполнявший плановый внутренний рейс 6W703 по маршруту Москва-Орск, рухнул на землю вблизи села Степановское в Раменском районе Московской области через 6 минут после взлёта. Погибли все находившиеся на его борту 71 человек - 65 пассажиров и 6 членов экипажа. (материал из Википедии - свободной энциклопедии)
Вот так и закончила своё существование компания "Саратовские авиалинии", но почему-то совсем не радует "Летайте самолётами Аэрофлота" ...
Многие, наверно, не согласятся со мной, но мне очень грустно смотреть на опустевшее здание аэровокзала и одиноко стоящую около него "Настеньку" (Настенькой пилоты ласково называют самолет АН-24) и вспоминать когда здесь было многолюдно и кипела бурная жизнь ...
Я не против аэропорта "Гагарин", Саратову нужен аэропорт международного значения, но, может быть, у местных властей хватит ума не трогать Саратов-Центральный и сохранить его для местных авиалиний. Только это маловероятно, чудес не бывает, и уже готовятся проекты по использованию земли старого аэропорта ...
Когда писал эту статью - я не преследовал никаких целей, просто написал немного ностальгии и воспоминаний ... Наверняка у кого-то другие мнения и мысли ... Возможно, я и не прав, пишите комментарии! Пообщаемся ...