Найти тему

Аэропорт Саратов-Центральный! Его прошлое, настоящее и будущее...

Недавно попал на смотровую площадку около аэропорта Саратов - Центральный, посмотрел на аэропорт -и стало немного грустно ... После открытия международного аэропорта Гагарин, Саратов - Центральный закрыли за ненадобностью. и ходят слухи, что на его месте будет большой торговый комплекс. Правда, для чего он будет нужен ... В Саратове и так, куда не плюнь - тебя обязательно спросят "Что Вы хотели" ...

Вспомнилась молодость, когда после получки мог спокойно слетать, одним днем в столицу, чтобы просто попить пива и купить хороших сигарет ... Аэропорт в центре города, садишься на утренний рейс и через час ты уже в Быково, а когда уже начали летать в Домодедово, так времени на дорогу стало и того меньше ... Вечером того же дня обратно. Рейсов было много, и билет можно было легко купить хоть за 10 минут до окончания регистрации.

Аэровокзал Саратов-Центральный.
Аэровокзал Саратов-Центральный.

Помнится, самолеты заходили на посадку со стороны Волги или со стороны Ленинского района, так уже располагалась посадочная полоса. Когда вылетали из Саратова, всегда старался садится с правой стороны у окошка, и если самолет взлетал в сторону города - с высоты птичьего полета был очень хорошо виден мой дом ... А если взлет проходил в сторону Волги, то какой красивый вид открывался на Волгу ... Лайнер еще не успевал набрать достаточной высоты и были хорошо видны Набережная во всей её утренней красе, и оба моста - автодорожный и железнодорожный. Виды были просто завораживающие ...

Вид на Волгу из окна ЯК-42, при заходе на посадку со стороны Волги. Фото конца 80-х годов.
Вид на Волгу из окна ЯК-42, при заходе на посадку со стороны Волги. Фото конца 80-х годов.

Нашёл на ютубе видео из окна лайнера. Заход на посадку со стороны Волги.

Сейчас, с вводом в эксплуатацию аэропорта "Гагарин", трасса тоже проходит недалеко от моего дома, но летят самолеты уже высоко и далеко ... А в совсем еще недавние времена самолеты пролетали почти над крышами домов, и был хорошо виден не только тип самолета, но и что на нем нарисовано ...

Почти над крышами домов ...
Почти над крышами домов ...

Смотрю, еще живое и само здание аэропорта, и багажное отделение, и административное здание для летного и технического персонала. Всё это до сих пот охраняется ... Из-за забора виден хвост ЯК-42 на территории аэродрома. А на аллее у входа в здание аэровокзала, как памятник, стоит "Настенька" - АН-24 с бортовым номером РА-46331. Ничего не сломали- и это радует!

Когда я был еще подростком, отец мне часто рассказывал про свое военное детство, тесно связанное с этим аэродромом. Во время войны на аэродроме базировались части авиационного полка (к сожалению, я не имею достоверной информации об этом полке), и мой дед работал техником на аэродроме. Жили они тогда невдалеке, и все свободное время мальчишки проводили около аэродрома ... Лётчики - молодые ребята, не на много старше местных мальчишек, частенько подкармливали ребятишек галетами и шоколадом из своих пайков, а поварихи пускали в столовую и подкармливали сэкономленными остатками обеда ...

Аэродром "Саратов-Центральный" был построен в 1931 году для нужд сельского хозяйства. Позднее был построен и аэровокзал (одноэтажное деревянное здание с верандой), и "Саратов-Центральный" стал обслуживать местные пассажирские перевозки.

Вид сверху на аэродром Саратов-Центральный.
Вид сверху на аэродром Саратов-Центральный.
Бывший международный аэропорт федерального значения в Саратове, расположенный в Кировском районе города на Соколовой горе. Согласно распоряжению Правительства РФ, аэропорт «Центральный» закрыт с 21 августа 2019 года. (материал из Википедии - свободной энциклопедии)

Саратовские авиалинии или Сара́виа.

Российское авиапредприятие 1931-2018 г.г., занимавшееся авиаперевозками и эксплуатацией аэропорта Саратов-Центральный.

Думаю, что не стоит в подробностях описывать это авиапредприятие, о нем и так много написано в интернете ... Просто, когда я частенько летал по маршруту Саратов - Москва, благо в восьмидесятые это было доступно, билет стоил всего 20 рублей (на поезд билет стоил 12 - 14 рублей), узнавал в лицо многих командиров воздушных судов и знал их почерк (в восьмидесятые, в особенности на ЯК-42, автоматики было очень мало и почерк каждого пилота был заметен).

Вспомнился случай. Вечерний рейс из Домодедово в Саратов-Центральный. В Домодедово низкая кучевая облачность, можно даже по простому выразится "тучность" ... Дождя вроде нет, но посадка задерживается, причем не только нашего, а всех рейсов ... И вот спустя час, "как гром среди ясного неба", объявляется посадка именно на наш рейс. На улице хмуро, и одинокий автобус везет нас к Яку. Пассажиры заняли свои места, заходят пилоты (экипаж знакомый, летал с ними уже несколько раз). Командир, проходя между рядов, как обычно поприветствовал пассажиров, попросил всех пристегнуться и шутливо попросил не открывать на ходу окна и двери :))) Заранее попросил прощения на случай если маленько потрясет ...

Обычное выруливание, разбег, взлет, набор высоты - всё как обычно, но вот самолет начал проходить сквозь облачность. И вот тут началось ... Создавалось впечатление, что самолет облетает облака. Он кренился то вправо, то влево и в прямом смысле махал крыльями. Я сидел около иллюминатора, была хорошо видна консоль крыла и когда консоль задевала за сгусток тумана, самолет подбрасывало, и крыло начинало вибрировать ...

Стюардесс было просто жаль ... Позабыв о всяком сервисе, они бегали по салону и раздавали пассажирам гигиенические пакеты, собирая уже "наполненные" ... Хорошо что я сидел около окна и мог смотреть в иллюминатор, лишь краем глаза наблюдая за тем, что творится в салоне.

Сквозь тучи ...
Сквозь тучи ...

Но вот поднялись над облачностью, из-за горизонта выглянуло солнце, самолет перестало качать, и пассажиры успокоились, получив свои порции минералки, лимонада и "барбарисок". Минут через двадцать мягкая посадка в Саратове. Когда экипаж выходил, все пассажиры дружно начали аплодировать ... Вот такой мне и запомнилась авиакомпания Саратовские авиалинии!

Не знаю уже, что творилось внутри авиакомпании, и какие к ней были претензии и нарекания со стороны Росавиации, но жирный крест на существовании авиакомпании поставила авиакатастрофа с самолетом АН-148 под Москвой.

Катастрофа Ан-148 в Раменском районе - крупная авиационная катастрофа, произошедшая 11 февраля 2018 года. Авиалайнер Ан-148-100B авиакомпании «Саратовские авиалинии», выполнявший плановый внутренний рейс 6W703 по маршруту Москва-Орск, рухнул на землю вблизи села Степановское в Раменском районе Московской области через 6 минут после взлёта. Погибли все находившиеся на его борту 71 человек - 65 пассажиров и 6 членов экипажа. (материал из Википедии - свободной энциклопедии)

Вот так и закончила своё существование компания "Саратовские авиалинии", но почему-то совсем не радует "Летайте самолётами Аэрофлота" ...

Многие, наверно, не согласятся со мной, но мне очень грустно смотреть на опустевшее здание аэровокзала и одиноко стоящую около него "Настеньку" (Настенькой пилоты ласково называют самолет АН-24) и вспоминать когда здесь было многолюдно и кипела бурная жизнь ...

Памятник АН-24 с бортовым номером
Памятник АН-24 с бортовым номером
Одинокая "Настенька".
Одинокая "Настенька".

Я не против аэропорта "Гагарин", Саратову нужен аэропорт международного значения, но, может быть, у местных властей хватит ума не трогать Саратов-Центральный и сохранить его для местных авиалиний. Только это маловероятно, чудес не бывает, и уже готовятся проекты по использованию земли старого аэропорта ...

Вид аэровокзала со стороны летного поля ...
Вид аэровокзала со стороны летного поля ...

Когда писал эту статью - я не преследовал никаких целей, просто написал немного ностальгии и воспоминаний ... Наверняка у кого-то другие мнения и мысли ... Возможно, я и не прав, пишите комментарии! Пообщаемся ...