Найти в Дзене
Про реальные события

Чем Россия похожа на Норвегию и в чём разница между нашими фондами

Оглавление

В Норвежской экономике, как и в России, преобладает добыча углеводородов. Наши страны обе страдают от сырьевых кризисов и наши власти пытаются делать запасы на чёрный день за счёт нефтегазовых доходов.
В Норвегии существует Государственный инвестиционный фонд, у нас остался Фонда национального благосостояния. Эти фонды по замыслу должны обеспечить достойную жизнь людей.

На этом совпадения заканчиваются

Норвежский фонд за прошлый год самостоятельно заработал 123 млрд $, его запасы составляют 1,3 триллиона $. В переводе на рубли получается 99 триллионов рублей, то есть почти годовой ВВП России.
Если учесть, что в Норвегии проживает 5,4 млн человек, примерно как в Краснодарском крае, то на каждого норвежца приходится 240 000 $.

В нашем ФНБ на начало года скопилось 183,36 млрд $ или 13,5 триллиона рублей. На каждого жителя России приходится 1250 $. Согласитесь, разница существенная.

В чем же различия этих фондов

Норвежский фонд деньги не только хранит, но и сам их зарабатывает. Доходность от управления фондом составляет 10,9% годовых.

Более 300 млрд.$ принесли фонду вложения в акции технологических компаний Apple, Amazon, Tesla.
Более 300 млрд.$ принесли фонду вложения в акции технологических компаний Apple, Amazon, Tesla.

Любят норвежцы инвестировать и в Россию. 5% российского госдолга (ОФЗ) принадлежат норвежскому фонду. Крупнейшие их доли в Газпроме и Лукойле. Наша нефтянка дешевле европейских аналогов типа Shell, Exxon, Chevron. Нефть и газ мы продаём за растущие доллары, а затраты и оплату труда производим в дешевеющих рублях.

Что с нашим фондом благосостояния

Средствами ФНБ у нас управляет Минфин. В 2019 году он обеспечил доходность фонда в 1,34%.

То есть наш ФНБ ничего не зарабатывает.
То есть наш ФНБ ничего не зарабатывает.

Его средства вкладываются в максимально консервативные инструменты: банковские депозиты в валюте, гособлигации других государств и российские ценные бумаги. О вложениях в Amazon или Apple никто не помышляет. Около 80% средств фонда лежит мёртвым грузом на счетах банка России. Не секрет, что ставки по валютным депозитам стремятся к нулю, поэтому заработать на них практически невозможно.

Наш Минфин укомплектован специалистами по управлению финансами, а работает как обычный обыватель: скопил денежку, купил $ и спрятал их под подушку.

Почувствуйте разницу

В 2020-м году на покрытие дефицита бюджета Минфин забрал из нашего ФНБ 4,7 млрд $. Норвежцы для поддержания своей экономики изъяли 34 млрд $. Однако эти расходы не помешали им установить новый рекорд.

Кто стремиться заработать, тот зарабатывает. Кто боится ошибиться, взять на себя ответственность, всё равно ошибается.

Спасибо, что дочитали до конца. Оставляйте комментарии. За лайки особое вам спасибо!
На канал можно подписаться ЗДЕСЬ