Работы Натальи Рукавишниковой – о взаимоотношениях взрослого и ребенка, наложенных на фольклорный сюжет. Они о любви и доверии, которые возможны на двоих, и совсем чуть-чуть – о преодолении боли и страха, о том счастливом преодолении, что случается, если рядом есть Друг. И еще одновременно они о том взрослом и о том ребенке, что спрятаны в душе каждого из нас.
Я случайно наткнулась на работы Натальи Рукавишниковой, когда искала иллюстрации к своей статье «Славянский тотем в волшебной сказке: Иван-медвежье ушко». Искала и не находила. Еще удивлялась, как такой интересный сюжет и вдруг оказался обойденным вниманием художников! И увидела, как много художников увлечены другим медвежьим сюжетом – о медведе и девочке.
(Что уж говорить о мультипликации! Она использует этот сюжет на все 100. Российский мультипликационный сериал «Маша и медведь» стал мировым хитом и выпускается уже тринадцатый год). Да, это очень популярный сюжет! И тогда-то я и наткнулась на работы Натальи Рукавишниковой. Даже на целую серию работ о медведе и девочке.
Наталья Рукавишникова назвала свою серию «VENN». Именно они из всего массива оказались самыми. Самыми привлекающими внимание. Самыми нежными. Самыми искренними. Созданные в единой концепции, они отражают несомненную особенность художественного мышления Натальи Рукавишниковой: говорить о многом малыми средствами. Этакие хокку, наложенные акварелью на бумагу. А особенность, помноженная на усердие, дает продуктивный результат. Тот, который мир слышит и понимает. Если говорить на языке зрителя, говорить сюжетами, которым мы научены с детства. А история о медведе и девочке нам знакома с детства.
Все помнят русскую народную сказку «Маша и медведь». Сказку о девочке, заблудившейся в лесу и попавшей в избушку медведя. Он убеждает ее, что Маша не найдет дорогу домой, поэтому ей лучше остаться у него. И девочка остается, ведет домашнее хозяйство. Только хитростью девочке удается попасть к родным: она печет пирожки и уговаривает медведя унести короб с гостинцами к бабушке и дедушке. Так девочка вместе с пирожками попадает домой. Но это адаптированная для детей сказка. Сказка о спасении от опасности.
Наши предки рассказывали другую, возникшую в период разрушения культа медведя. О медведе, который хитростью заманивает молодую девушку к себе, женится на ней, запрещает ей заходить в сарай. Но любопытство оказывается сильнее запрета: в сарае девушка обнаруживает человечьи головы, руки и ноги, варящиеся в чане. Медведь-людоед понимает, что жена нарушила запрет и убивает ее. Затем похищает ее среднюю сестру, с ней происходит та же история. И лишь младшая сестра оказывается хитрее: она обнаруживает тела сестер, по очереди оживляет их и возвращает в коробе с гостинцами родителям (вот откуда короб в адаптированной сказке!). В последнюю очередь спасается сама. А медведя ждет заслуженное наказание.
Только Наталья Рукавишникова рассказывает нам совсем другую историю о девочке и медведе – счастливую историю, счастливую, несмотря на случающиеся сложности между двумя друзьями. При нарочитом минимализме, минимальном количестве изображаемых предметов, работы Натальи Рукавишниковой насыщены глубокими смыслами. Вы уже видите, что это история о детстве и взрослении. На 13 работах изображены 8 разных девочек: совсем маленьких, не старше четырех лет, восьмилеток, тринадцатилетних подростков: шатенок, блондинок, даже одной рыжеволосой. Или это все-таки история о взрослении трех девочек, если судить по цвету волос?
Значимы названия работ, они помогают понять смысл сценок: «Вместе», «Уши», «Прятки», «Услышать», «Ссора», «Путешествие», «Поцелуй», «Рыбалка», «Игры», «Охрана», «Прощание». В этих работах очень значим непосредственный контакт между персонажами, этакая воплощенная мечта кинестетиков – людей, воспринимающих мир кожей. Касания ладонью, детская рука в медвежьей лапе, прикосновения плечом и спиной, объятия, поцелуй. Даже ссора изображена кинестетически: девочка и медведь сидят, отвернувшись, но сидят, прикасаясь спинами друг к другу! Они все равно вдвоем.
Старший в этой паре, конечно, медведь. Он оберегает девочку и ведет ее во взрослую жизнь. А девочка дает ему возможность реализоваться в потребности заботиться и любить. В потребности взрослого. Финальная сцена – изображает объятия расстающихся. Она о прощании с детством. И о сформировавшейся готовности вступить во взрослую – непременно счастливую – жизнь.
Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!