Найти тему

Малыш в возрасте "почемучки" задает миллион вопросов. Каким образом выйти из положения и не потерять связь с ребенком.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Добрый день, меня зовут Антонина.

У меня есть сын-дошкольник. Я часто отвожу его в детский сад и обратно, дорога туда не короткая. Наверное, на ней я впервые поняла, что именно здесь я чаще всего становлюсь объектом для его бесконечных «почемучек». Потому как дома его внимание циркулирует между всеми, кто там есть, больше всего достается коту и черепахе. А вот в дороге мы одни, также если выходим на прогулку.

Раньше я внимания не обращала, может вопросов и столько же было, но сейчас я больше устаю, или на самом деле у него возраст «почемучки» (скоро 5 лет).

С другими матерями поговорила, но никто ничего дельного не сказал — либо советуют отмахнутся от него — мало ли, какую ерунду малыши несут, или намеренно переключать его на что-то другое. Но это не слишком помогает.

Я заметила, что некоторые мамаши реагируют агрессивно — мотивируя, что «иначе до гроба доведет своей болтовней», но от этого дети по моему, только нарочно их провоцируют на грубости. Также мне кажется, что именно они потом вообще неуправляемые становятся, или наоборот, молчат постоянно.

У меня мама примерно так считает — она не грубит и не ругается, конечно, однако отсекает все темы, если нужно — сразу и без лишних разговоров. Мотив простой — взрослые заняты, и нечего на чепуху время тратить — а вот если будешь под него подстраиваться — то станешь рабыней у своего же ребенка.

Мне кажется, что она не понимает меня, а я не слишком ей верю — это мягко сказано. Я никогда не шла на поводу у сына — он прекрасно знает, чего нельзя, а что можно, и как мама может наказать. Он у меня и не стремится благо границы нарушать или капризничать на ровном месте, - я по крайней мере, такого не заметила.

Баловать его — это совсем другое. Мама же разницы не видит, ей кажется, что с ним можно говорить, только если взрослый желает, а вырастет — он все поймет, что не нужно было нам надоедать со всякими глупостями.

Но вот мне видится, что она не права. Потому что сын уже запомнил — к бабушке лучше вообще не подходить. Если она зовет или что-то от него хочет — он старается проигнорировать, ей все время приходится настаивать или идти за ним. Она думает, что все дети такие, но у меня ощущение, что он стал ее избегать как раз из-за того, что она вообще не имеет с ним никакого контакта.

Честно говоря, она всегда такая была. Она еще не знает, но как только Димка в школу пойдет — мы с мужем планируем переезд. В том числе и из-за того, что у нас с ней все больше разногласий по поводу моего сына. Она делает примерно так же, как и со мной себя вела — но у меня есть старшая сестра, мы с ней как-то находили занятия, а мама словно где-то на стороне жила.

Как я и говорила — у нее любимая присказка - «а то избалуешь». Я не хочу ей ничего доказывать, да она не сильно-то и прислушается.

Я думаю, теперь понятна ситуация, которую я обрисовала. Мне совсем не хочется, чтобы Димка ко мне стал также относиться, как и к моей матери, и с другой стороны — я не могу все наше время на прогулках и по дороге в детский сад превращать в бесконечную череду ответов на нелепые вопросы по большей части. Однако я вижу, что у многих моих знакомых и просто тех, кто ведет малышей в детский сад — такая же проблема, и как они ее решают, я также написала — и с каким результатом. Есть и такие, которые вообще, стоит только ребенку рот раскрыть — кидаются на него, как вороны и клюют — но это уже клиника, как я думаю, правда их не мало...

Как мне поступить в данной ситуации? Чаще всего советуют немного поговорить, и на другую тему перевести. Не помогает — он замечает сразу. Или быть справочником — но с ума можно сойти.

Дополнение.

Вы спросили, можно ли выделить какие-либо отдельные темы у сына или просто сплошной поток «что вижу, то пою».

Часто реагирует на то, что видит, конечно, но много рассказывает про то, что в детском саду произошло, кто во что горазд.

Хотя могу обозначить две темы по крайней мере, на которые он всегда готов говорить — и я полагаю, что ими можно его увлечь или наоборот, отвлечь от чего угодно.

Первая — я говорила, что у нас в доме кот и черепаха. Кошек он видит много, а вот черепах нет. Его очень интересует, какие еще бывают черепахи и им подобные животные, а также вообще все, кто живут в Африке (черепаха не из Африки, но он думает, что оттуда).

Вторая тема — это железные дороги и поезда. Вот такой же магнит, если не сильнее — ведь черепаха дома, а поезд проходит мимо. Он готов часами стоять и смотреть, как они идут. Очень любит в электричке ездить, или метро — главное, поближе к машинисту. На худой конец — трамвай. Автомобили не вызывают даже половины такого интереса — главное, чтобы по рельсам.

Если новая игрушка — то конечно же, поезд. Он может быть в два раза дешевле и проще какой-нибудь дорогой разборной машинки, - я уже знаю заранее, что он выберет.

Комментарий специалиста:

Антонина, здравствуйте.

Вы очень многое верно оценили и без посторонней помощи. Поведение родителей, которые отсекают любые попытки детей с ними контактировать с помощью грубости и жесткости не имеет даже смысла комментировать — это гарантированный способ посеять семена многочисленных проблем.

Ваша мама также допускает серьезный просчет — она либо не видит разницы между попустительством в отношении внука и обычным вниманием, либо просто не желает им заниматься, ссылаясь на домашние хлопоты.

А вот у Вас есть все необходимое, чтобы не потерять ценность в глазах сына, и при этом контролировать поведение ребенка, если потребуется. Вам просто не хватает системы. Он показал Вам свой интерес — те самые две темы о животных и железных дорогах.

Заключайте с ним так называемые «договора»: Вы обещаете выделить какое-то время (определенный день на неделе, вечер, утро или что Вам удобнее), который Вы отведете только его любимым темам, а также подготовьте что-то интересное — в таком возрасте Вам пока легко раздобыть знаний на интересующую его тему. Точно укажите время, когда, в какой день недели и сколько времени Вы ему уделите. Никогда не обманывайте, иначе быстро потеряете доверие.

Если что-то Вам помешает, то обязательно предупредите и «компенсируйте» это время.

Подобный метод хорошо дисциплинирует, - чтобы заполучить интересное времяпрепровождение, Вы можете корректировать его поведение.

Кроме того, перманентно поддерживая увлечение сына, со временем постепенно переводите его на самостоятельный поиск информации (в этом отлично поможет интернет в будущем), а сами переходите к роли зрителя и слушателя, который мотивирует сына на дальнейшее развитие в данной тематике — тогда его задатки от простого интереса имеют шанс даже на будущую профессию.

Выдающихся успехов достигают именно те дети, которых с дошкольного возраста стимулировали родители, но именно в тех увлечениях, к которым расположены сами малыши, а не выбранные для них родителями — очень распространенная ошибка.

Наша группа в социальной сети: https://vk.com/psychologistonline1980