Найти в Дзене
Люди советского кино

От этих людей в кино многое зависит, но о них не говорят. Давайте исправим несправедливость.

Оглавление

Давайте, для начала, ответим себе на вопрос: кого, в первую очередь, вспоминают, когда обсуждают тот или иной фильм? Конечно, актёров, сыгравших главные роли.

Вторыми в этом списке стоят, естественно, режиссёры, хотя далеко не всегда зритель может вспомнить имя режиссёра. Ну и иногда крохотная часть известности затрагивает операторов, что называется краешком. И всё.

Кто-то может мне сказать о композиторах, но это отдельная история. Большинство из них пишут музыку не только для кино, но и для эстрады, потому у них больше возможностей, чтобы их имена становились известными. А я говорю об узких специалистов кинематографа.

Так вот, я не буду спорить с утверждением, что главный человек на съёмочной площадке – это режиссёр, я с этим согласен. Как и с тем, что актёры своей игрой, своим мастерством заставляют зрителя сопереживать своим персонажам.

Но получится ли снять хоть что-нибудь удобоваримое, если оставить на съёмочной площадке только режиссёра и актёров? Ну можно, для облегчения задачи, придать им ещё оператора. Что может получиться без специалистов по звуку, декораторов, костюмеров, художников, гримёров?

"Фильм, фильм, фильм". Кадр из мультфильма.
"Фильм, фильм, фильм". Кадр из мультфильма.

Вот о гримёрах сегодня и поговорим.

Для кого-то это может стать откровением, но создание грима – это настоящее искусство. Задача гримёра не просто надеть на актёра парик, или приклеить усы. Гримёр, по сути, создаёт визуальный образ персонажа, он становится соавтором этого образа. Внутренний мир героя должен соответствовать его внешнему облику. Задача грима – создать это соответствие. А для этого они изучают анатомию и психологию человека, живопись, скульптуру, черпают вдохновение из окружающей действительности.

Помните фильм «Аплодисменты, аплодисменты»? Там есть сцена, где актриса проходит кинопробы – драматическую историю фронтовой любви. И во время этих проб режиссёр замечает, что в кадре видны накрашенные ногти актрисы.

Кадр из фильма "Аплодисменты, аплодисменты".
Кадр из фильма "Аплодисменты, аплодисменты".

Какой разнос он устроил по этому поводу. А почему? Да потому, что это разрушает образ.

Или, например, эпизод из знаменитого «ТАСС уполномочен заявить..», где показано, как гримёр создаёт двойника погибшего агента.

Кадр из фильма "ТАСС уполномочен заявить.."
Кадр из фильма "ТАСС уполномочен заявить.."

А ведь от этого, по сюжету, зависит ни много, ни мало судьба целой африканской страны. Так что этот эпизод можно считать уважительным поклоном в адрес представителей профессии гримёра.

Но ведь эта профессия не появилась из ниоткуда, были люди, которые были первыми на этом нелёгком поприще. Я хочу напомнить, а может и для кого-то открыть, имена некоторых из тех, кто стоял у истоков создания советской школы грима в театре и в кино.

Василий Петрович УЛЬЯНОВ (15.01.1910 – 15.01.1979).

В.П. Ульянов. Фото из открытых источноков.
В.П. Ульянов. Фото из открытых источноков.

Заслуженный работник культуры РСФСР.

Начинал он как театральный гримёр, а в 1939 году был официально принят в штат киностудии «Ленфильм». Его вторым фильмом стала «Золушка» Н.Кошеверовой.

Им были созданы удивительные портретные гримы в таких биографических фильмах, как «Академик Иван Павлов», «Мусоргский», «Римский-Корсаков».

Василий Петрович работал с выдающимися режиссёрами: Александр Зархи, Иосиф Хейфиц, Григорий Рошаль, Григорий Козинцев, Михаил Ершов, Герберт Раппапорт, Владимир Фетин, Леонид Менакер.

В его фильмографии: «Овод», «Дон Кихот», «Дорогой мой человек», «Отцы и дети», «Дама с собачкой», «Первая Бастилия», «Любовь Яровая», «Сладкая женщина», «Вторая попытка Виктора Крохина» и другие.

Василий Васильевич ГОРЮНОВ (13.01.1908 - ?)

Заслуженный работник культуры РСФСР.

(К сожалению, фотографию найти не получилось.)

Горюнов начал работать в кино ещё совсем подростком в 1922 году помощником гримёра. Первый его самостоятельный фильм вышел в 1928 году.

Работал на таких фильмах, как: «Иудушка Головлёв», «Великий гражданин», «Валерий Чкалов», «Иван Грозный», «Великий перелом», «Пирогов», «Белинский», «Двенадцатая ночь», «Старик Хоттабыч», «Гамлет», «Начальник Чукотки», «Мёртвый сезон», «Король Лир», «Тень», «Царевич Проша», «Собака на сене».

Антон Иосифович АНДЖАН (26.06.1892 – 03.06.1974).

А.И. Анджан за работой. Фото из открытых источников.
А.И. Анджан за работой. Фото из открытых источников.

Заслуженный работник культуры РСФСР. Лауреат Сталинской премии.

В 1905-1911 годах учился в театральной мастерской. С 1911 года работал в различных театрах. С 1927 года – в штате киностудии «Ленфильм». Считается одним из крупнейших советских художников-гримёров.

В его фильмографии: «Гроза», «Чапаев», «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона», «Депутат Балтики», «Пётр Первый», «Адмирал Нахимов», «Третий удар», «Сталинградская битва», «Тарас Шевченко», «Бессмертный гарнизон», «Капитанская дочка», «Мичман Панин», «Шестое июля».

А ещё такие мастера, как А.А. Берсенев, М.Г. Фалеев, Я.И. Гремиславский, А.Н. Ермолов, С.В. Алексеев и многие другие.

Давайте же отдадим должное людям, о которых не говорят, но от которых так много зависит в создании фильмов.

Низкий поклон им за их искусство!

Делитесь этой статьёй, читайте другие материалы на моём канале, пишите отзывы и комментарии, подписывайтесь на канал.