Да, компания “Форд” первыми запатентовали идею: внедрить в салон автомобилей устройство, использующее автомобильные видеокамеры для сканирования рекламных щитов на дорогах для последующего показа их на дисплее, встроенном на приборной панеле.
Вполне вероятно, что в ближайшем будущем покупателям новых машин придется доплачивать за то, чтобы их не беспокоили выскакивающие на каждом шагу метре объявления.[1] Инновация и новые технологии!
Прежде чем рассказать подробнее об этом нововведении, хочу рассмотреть некоторые сходные идеи, которые с каждым годом становятся все более...наглыми и навязчивыми.
Около двух лет назад владелец “Фейсбука” Марк Цукерберг придумал и тоже запатентовал сходную фишку— не сам, разумеется, а его наемные маркетологи и разработчики новейших технологий.
Фейсбучная идея рекламы заключается в следующем: площадка намеревается собирать— или, скорее всего, уже давно собирает — фото пользователей с тем, чтобы отсканировать их и выявить бренды, случайно запечатленные на снимках. Удачные находки будут передавать в руки владельцев брендов—за умеренную цену, разумеется,—для рекламных целей. Без ведома владельцев фото.[2]
К примеру, какой-нибудь любитель Budweiser— одного из напитков из серии pißwasser—выложил фото себя любимого с бутылкой сего писвассера для получения лайков, так как посчитал, что выглядит невероятно круто.
А фейсбук тут как тут со сканером: пришел, увидел, передал! Компании Anheuser-Busch, а те вольны использовать фото в качестве “жизненной” рекламы и рассылать ее по меньшей мере всем “друзьям” персоны с пивом, при условии, что у того имеются настройки для ограничения доступа к записям и фотографиям.
В противном случае вообще кому угодно. До сих пор неясно, могут ли пользователи отказаться от такого ненавязчивого сбора и разбазаривания личной информации, предоставленного усилиями славного тандема “Фейсбука” и собственников брендов.[2]
В этой связи возникают смутные подозрения в отношении распространения рекламы на...других площадках, где пользователи рекомендуют друг другу побрякушки, которые они якобы случайно купили и так прикипели к ним душой, что не могли удержаться от создания какого-нибудь трогательного видеосюжета.
Например, такого: купила женщина себе робот-пылесос, и теперь он сам все пылесосит, возит на себе кота, удовлетворяет мужа, делает ей массаж пяток. “Показываю на себе!” — кокетливо обещает она в заголовке и совершенно искренне советует каждому обзавестись таким же.
А в середине этого сюжета— реклама еще чего-нибудь полезного! Например, платного курса упражнений для похудения— как раз для тех, кто только что приобщился к компании обладателей чудо-пылесоса и одним махом освободился от всех телодвижений, связанных с выполнением домашних дел.
Это, очевидно, вызывает еще большее доверие к рассказу о пылесосе— ведь не станут же рекламодатели лепить свою рекламу посреди другой рекламы. И горячие роботы-пылесосы разлетаются как горячие пирожки. А рекламодатели посередине тоже бойко продают свои не менее горячие упражнения.
За год до этого те же разработчики Facebook запатентовали еще одну ловкую схему: сбор информации о составе семьи пользователей по фотографиям и видеороликам, опубликованным на социальных площадках, с целью отслеживания вкусов и предпочтений той или иной семьи или социальной группы.[3]
Их— фото, разумеется, а не семьи— будут собирать, анализировать и добавлять метки, чтобы потом атаковать всех членов семейства или трудового коллектива разом! Напомню, что Facebook владеет не только “Фейсбуком”, но и “Инстаграмом”, WhatsApp и еще рядом площадок.[4]
А все потому, что собственники наконец сообразили, что им приходится платить неимоверно много всяким печально известным знаменитостям, чтобы те рекомендовали товары и услуги своим поклонникам.
Гораздо удобнее взять бесплатные фото или видео самих потребителей с товарами и им же их рекламировать. Умно, не правда ли?
Если кто-то решил, что при этом цены на товары упадут, то держите карман шире. Ведь собственникам нужно постоянно увеличивать личные капиталы, а не заботиться о том, чтобы ловко втюханный ими товар стоил дешево.
Кстати, некоторые владельцы брендов тоже уже проделали нечто подобное самостоятельно: Sephora, например, во время одной из распродаж использовали своих наемных работников для участия в рекламной кампании по продаже косметики под соусом “многообразие”. Дескать, не только красивые и знаменитые могут пользоваться нашей продукцией!
И убили при этом двух зайцев: сэкономили на моделях и попытались убедить публику в том, что нет некрасивых людей. Есть мало “Сефоры”. И будвайзера. И все сразу красивы—по понятиям рекламодателей, опять же. [5]
Собственно, разработка компании “Форд” включает в себя элементы всех вышеперечисленных концепций: сканирование брендов на дорогах, предоставление на дисплее подробностей рекламируемой информации, от которой невозможно отвязаться, наконец таргетирование всех пассажиров и попутчиков того или иного транспортного средства разом.
Дело в том, что маркетологи— в отличии от, скажем, ученых, которые уже несколько десятилетий тщетно ищут и не могут найти действенных методов предотвращения развития злокачественных опухолей или диабета— добились значительных успехов в деле усовершенствования эффективности рекламных щитов. Они, оказывается, очень действенны в деле завлечения проходящих мимо— или в данном случае проезжающих— простаков. Многим хватает того, чтобы увидеть манящий бургер на билборде, чтобы свернуть...налево.
В этом месте, однако, у рекламодателей возникает проблема: потенциальные и практически готовенькие потребители не успевают записать номера телефонов и контактную информацию. Поэтому владельцы “Форда” решили отслеживать все эти важные подробности и буквально навязывать их владельцам авто. На дисплеях планируют не только высвечивать контактную информацию, но и предлагать электронную форму для заказа или услуги для установления точного местонахождения рекламируемых даров невидимой руки.[1]
Я, откровенно говоря, затрудняюсь предположить, который из этих методов наиболее эффективен в деле втюхивания вещей, ставших подозрительно соблазнительными, после того как их отделали и расписали все, начиная от профессиональных маркетологов и звезд до двоюродного племянника из Зауралья.
Впрочем, без разницы— поэтому хочу поздравить всех уважаемых предпринимателей с их выдающимися достижениями в деле увеличения собственных капиталов за счет труда непосредственных производителей и святой простоты потребителей. А потребителей— с разнообразием навязанного барахла, все большим вторжением разных проходимцев в их личную жизнь, ограничением свободы и...больше, вообще-то, поздравлять не с чем.
И да, будем с трепетом ждать автомобилей с рекламой—наверняка остальные производители вскоре с этузиазмом подхватят почин “Форда”. Да и разработчики в других сферах производства тоже, скорее всего, присоединятся, и тогда каждый будет просыпаться под встроенную куда-нибудь рекламу— часов этак в пять! — и засыпать после полуночи, из-за спонтанно включившийся где-нибудь в...холодильнике раскрутки влекущего к себе пылесоса, бургера или будвайзера. И, конечно же, находиться в ее сопровождении в любое другое время.
Впрочем, от всего этого можно легко отказаться, как в случае с рекламой в автомобиле. Разумеется, не бесплатно, а заплатив за это удовольствие тому же “Форду”. Да, хорош двигатель свободной торговли, от которого нужно откупаться, как от разбойника с большой дороги!
1.gizmodo.com/get-ready-for-in-car-ads-1846888390
2.telegraph.co.uk/technology/2019/04/09/facebook-plans-pass-photographs-advertisers-make-users-stars/
3.racked.com/2017/10/27/16507620/sephora-employees-holiday-campaign
4.theverge.com/2018/11/15/18096724/facebook-photo-family-demographics-data-mining-patent-application
5.titlemax.com/discovery-center/lifestyle/everything-facebook-owns-mergers-and-acquisitions-from-the-past-15-years/