Найти в Дзене

Аутизм. Распознавание лиц и людей. Фотографии. Зеркало как помощник.

Оглавление

Здравствуйте, друзья. У нас растет дочка с диагнозом Аутизм, сейчас ей восемь лет, и она прекрасно знает, кто из родственников кто. Но так было не всегда, и очень часто у детей с РАС хромает распознавание лиц, и, следственно, людей. Если учесть, что обычно ребенок с РАС достаточно равнодушен к окружающему миру, и не станет всматриваться специально, кто там стоит перед ним, то распознавание хотя бы ближайших родственников становится проблемой. Например, наша дочка могла сказать бабушке: "Папа, принеси попить". Ну и, соответственно, подставляй разных родственников и разные просьбы. Причем она не ошибалась, типа, рассматривала-рассматривала человека и перепутала название, нет, ей было просто все равно, что сказать, она вообще не заботилась о правильном обращении к кому-либо. Ходит какое-то существо, ну и ок.

Причем в год дочка прекрасно осознавала, кто перед ней, показывала пальчиком на "нужного" родственника в ответ на просьбу: Покажи, где папа/мама/деда..." и отвечала на вопрос: Кто это? - Дедя! (например). Потом, при полном уплывании в аутизм эта способность/"умелка" пропала.

Эта ситуация длилась достаточно долго, (честно, сейчас точно не вспомню период времени), и когда мы начали с этим бороться, мы боролись в четыре этапа.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Может быть, это известно многим родителям детей с РАС, но вдруг кто-то не знает.

Для начала мы сфотографировались сами, сфотографировали ребенка и сфотографировали всех наших родственников, с которыми ребенок часто общается. Из фотографий сделали карточки, можно их сделать самим в Пейнте или в Ворде, распечатать можно в любой полиграфии. Карточки, разумеется, должны быть цветными. На фотографиях должно быть лицо/плечи, не стоит делать фотографии в полный рост.

Размер карточек выбирайте, исходя из возможнойстей вашего ребенка, можно сделать каждую карточку и в формате А4, главное, чтобы ему было удобно. Карточки я бы подписала: Маша/Петя (имя ребенка), Мама, Папа, Тетя Света, Бабушка, Коля (если это братик, допустим) и так далее...

Далее начинаем занятие, для начала награждаем ребенка, если он хотя бы посмотрит на карточку. (Потом за то, что назовет, постепенно вознаграждения убираем). 1 этап: Кладем перед ним карточку, и произносим - Мама! Если ребенок способен повторить, пусть повторит, если не способен - пусть покажет пальчиком, если не способен - либо сами возьмите его пальчик и потыкайте в карточку, либо пусть ваш ассистент (любой родственник, друг), встанет за ребенком, и водит его пальчиком. Потом прибавляем по карточке, и добиваемся того, что бы ребенок научился хотя бы различать по карточке двух взрослых - папу и маму, или маму и бабушку. В дальнейшем, конечно, изучаем все карточки. Карточку с самим ребенком изучаем точно так же, говорим: Маша! и показываем на ребенка. 2 этап: Когда ребенок научился различать хотя бы две карточки, продолжаем так же, только карточку держим не на столе, а рядом со своим лицом.

3 этап: Для третьего этапа понадобится большое зеркало, например, это может быть шкаф-купе. Или просто любое большое зеркало во весь рост.

Встаем рядом с ребенком. Для начала вдвоем. Держим в руках карточку, сначала на уровне глаз ребенка, показываем на себя рукой: "Мама!", показываем на ребенка, говорим "Маша!". Если ребенок будет держать свою карточку - отлично! 4 этап: Со временем нужно "поднять" карточку повыше, к лицу.

Добиваемся того, что ребенок самостоятельно будет перед зеркалом"отвечать" на вопрос: Покажи, где мама? или Кто это? лучше отработать и тот и другой вопрос, и еще лучше постепенно убрать карточки. В итоге "умелка" должна перейти из занятия в "жизнь". Можно некоторое время походить с карточками наготове, это не страшно, зато цель будет достигнута.

Спасибо, что дочитали до конца!)

Читайте, ставьте лайки, комментируйте))) Подписывайтесь на наш канал!)