Pоссийский дальнобойщик получаeт чистую зарплату около 60 тыс. руб. в месяц, что составляет менее $1000. В США это около $8000/месяц, а бывает и больше. Для сравнения, водитель грузовика в Беларуси может получать около 1000 евро/месяц, а в Литве - 1500 евро/месяц. В Германии, Нидерландах эта сумма может быть намного выше - 2500 евро/месяц.
В западных странах профессиональные водители-дальнобойщики являются собственниками своих грузовиков, они покупают их в кредит и выплачивают стоимость частями (около 100 000 долларов). В России обычно такие суммы недоступны, поэтому водители вынуждены арендовать грузовик у фирмы. Наиболее популярными грузовиками в России являются немецкие Mercedes и Man, а также Volvo (для дальних перевозок коммерческих грузов) в то время как Камаз и Маз используются для более сложных условий в челночных поездках. Последние версии Камаза и Маза, кстати, весьма неплохи.
Дороги в России значительно улучшились за последние годы и практически все трассы федерального значения не представляют проблем для грузовиков. Фактически, дорожные условия близки к среднеевропейским. Но конечные пункты назначения находящиеся в стороне от главных дорог, бывают труднодоступны. А некоторые дороги все еще остаются проблемными - например, участок Чита-Биробиджан на трассе "Сибирь" или горный перевал Тит на Якутской трассе. Кроме того, многим российским дальнобойщикам приходится ездить в Казахстан и Среднюю Азию, где дорожные условия могут быть просто сумасшедшими.
Большинство российских водителей дальнобойщиков работают на несколько крупных компаний, которые арендуют грузовики, обеспечивают их техническое обслуживание и выполняют заказы на доставку. Простой дорожный ремонт можно сделать самому, более серьезные работы выполняются сетью независимых ремонтных мастерских. Транспортная фирма оплачивает километраж, питание и разумный ремонт, а некоторые платят еще и ежедневную зарплату. В США все примерно так же, но водитель должен оплатить страховку грузовика и груза, что довольно дорого.
Оплата обычно составляет 5 рублей за километр плюс 700 рублей в день сверх того. Водителям, перевозящим скоропортящиеся рефрижераторные грузы, платят примерно на 15 000 больше перевозящим опасные или негабаритные грузы, платят около 110-120 000.
Водители, занимающиеся международными перевозками, получают около 140 000.
Собственники фур могут рассчитывать на зарплату в 2-3 раза больше, но это при условии, что они будут работать с той же интенсивностью, что и наемные водители, но тут важно не сидеть на месте, - такая работа не для ленивых.
Лучше всего платят зимникам или дальнобойщикам на ледяных трассах. Поездка длиной до 1000 км, занимающая 3-4 дня, может принести около 240 000 или $3 300 минус около 40 000 на топливо. Хотя иногда поездка может растянуться на неделю и более, в зависимости от погоды.
Расценки не сильно изменились с тех времен, когда рубль был дороже и за поездку платили около $8 000 чистыми, но все равно это неплохо для недельной поездки.
Хотя зимник не для каждого, потому что это практически страна без законов, где правят владельцы редких кабаков, известные как "пикеты".
В пикетах обычно есть спутниковый телефон и интернет и простая, но сытная еда по завышенным ценам. Если хотите, в пикете можно искупаться в бочке.
Лучшее время для заработков на зимнике - поздняя весна, когда он начинает таять и владельцы пикетов начинают эвакуироваться на большую землю, оставляя дальнобойщиков без поддержки на тысячи миль.
Самое неприятное, поломаться или застрять на зимнике, потому что никто не вытащит вас, если грузовик провалится сквозь тающий лед, а любая неисправность станет катастрофой, потому что вы, скорее всего, окажетесь вне зоны действия небольших вертолетов и самолетов, неспособных приземлиться поблизости из-за плохого рельефа местности.
Починить сломанный грузовик на Зимнике - проблемно даже в погожие дни, не говоря уже про дни, когда температура может доходить до -60, а буксировка - совершенно не вариант. Весной ситуация еще хуже, потому что если вы оставите грузовик до следующей зимы, он может утонуть в грязи или будет разграблен и разобран на запчасти и металл за лето.
Водители обычно выручают друг друга и в первом же населенном пункте скажут людям, едущим навстречу, чтобы они привезли запчасти или инструмент, но весной каждый сам за себя.
Наемные водители сейчас могут зарабатывать около 900 000 или $13 000 за зиму.
Для собственников фур всё зависит от ситуации. Если им повезет, заработок может быть в 3 раза больше. Если нет, они могут работать в убыток или даже потерять грузовик.