Внимание. Данная статья не является пиаром или «хайпом» на «популярной теме». Она опубликована лишь для выражения моего собственного мнения о произошедшем и не содержит ни капли лицемерия по отношению к погибшим людям. Я действительно сожалею обо всех погибших в результате террористического акта детях и взрослых в Казани, и также как все вы хочу добиться справедливого суда над преступником.
В свете последних трагических событий, произошедших в Казани, в российском обществе поднялась волна дискуссий о бесполезности моратория на смертную казнь.
Именуемая также «высшей» мерой, смертная казнь была издавна распространена во всех странах мира. Лишь самые отчаянные преступники решались нарушить закон, так как понимали – правосудие не даст им никакой пощады. Я считаю, что именно сейчас не только в России, но и в мире настал момент, когда необходимо пересмотреть виды наказания в исключительных случаях.
В 1996 году Россия была приглашена войти в состав Совета Европы. Одним из обязательных условий членства в Совете являлось принятие и соблюдение протоколов Конвенции о защите прав человека и основных свобод, среди которых был знаменитый Протокол №6 – о недопустимости приведения в исполнение исключительной меры наказания. Другими словами – запрет смертной казни.
За последние три десятка лет Россия пережила множество событий – развал СССР, становление нового государственного строя, выход из экономического кризиса и другое. Многие помнят разгул преступности, царивший в знаменитые 90-ые года на территории России. Принятие моратория на смертную казнь фактически развязало руки большинству преступников и породило множество убийств.
Согласно официальным данным, с 2000 до 2020 года количество ежегодных совершенных преступлений в РФ постепенно сокращалось – с 3500 до 2050 тысяч зарегистрированных случаев ежегодно. Однако, особо тяжкие преступления находятся на отметке примерно 500 тысяч случаев в год и балансируют на этом уровне более десяти лет.
Один из видов таких преступлений – терроризм. Он включает в себя подготовку и проведение террористических актов с целью массовых убийств и устрашения населения.
В Российской Федерации с 2000 года, к сожалению, произошло немало ужасных событий, навсегда оставшихся в нашей памяти. Все граждане России помнят о Беслане, где 1 сентября 2004 года в результате захвата школы боевиками погибло 333 человека, из них – 186 детей. Единственный выживший террорист – Нурпаша Кулаев – был приговорен к пожизненному заключению. Справедливая ли расплата за такое количество потерянных жизней?
Начало 2011 года ознаменовалось терактом в столичном аэропорту Домодедово. 24 января террорист-смертник произвёл взрыв в зале ожидания. Погибло 35 человек, еще 170 получили травмы различной тяжести.
3 апреля 2017 года террористом-смертником был осуществлен теракт в санкт-петербургском метро. Самодельное взрывное устройство было приведено в действие во время движения поезда. В результате взрыва 16 человек погибло, 103 человека получили травмы различной тяжести.
Теракт в Керченском Политехническом колледже в октябре 2018 года на долгое время останется в памяти всех россиян. Тогда, в результате нападения на колледж одного из его студентов – Владислава Рослякова – погибло 20 человек. Сам убийца застрелился. Официальной версией признано социально-психологическое расстройство нападавшего, вызванное насмешками сверстников над низким уровнем благополучия и достатка нападавшего (другими словами – бедность). Этот теракт оказался предвестником казанского теракта. Именно керченскому стрелку подражал Ильназ Галявиев, совершивший массовое убийство детей и взрослых в Гимназии №175 в Казани.
После психиатрической экспертизы будет установлено, в полной ли мере террорист осознавал свои действия, или был под влиянием психического расстройства. Подробнее об этом я изложу в последующих статьях.
Согласно законодательству РФ, максимальная мера наказания в стране – пожизненное лишение свободы. Уголовное дело на Ильназа Галявиева возбуждено по статье 105, ч.2 УК РФ, которая предусматривает смертную казнь. В РФ, как было сказано выше, действует запрет на проведение смертной казни.
Законность моратория можно поставить под сомнение. Протокол №6 Конвенции о защите прав и свобод человека так и не был ратифицирован Россией – официально, он не был признан имеющим юридическую силу документом. Единственное обоснование моратория – Венская конвенция о праве международных договоров: Российская Федерация обязана соблюдать условия договора до его ратификации.
Несмотря на это, я уверен, что большинство российских граждан сочтут правильной идеей создать законопроект о внесении исключений на соблюдение моратория в особых случаях.
Под особыми случаями я имею ввиду терроризм, а также убийство и насилие над детьми. Мне кажется, что данная мера позволила бы существенно снизить уровень преступности в этих категориях.
Что грозит России, если мораторий на смертную казнь будет отменен, или появятся «исключения из правил»? Будет ли это означать окончательный разрыв международных дипломатических отношений с рядом ведущих европейских держав? Данную тему я планирую осветить отдельно в ближайшие дни на своём канале.
Изучая тему о возможном восстановлении смертной казни в РФ, я столкнулся с интересным феноменом. Одна группа людей выступала за проведение публичных казней террористов и насильников. По их мнению, они полностью заслуживают такую смерть. Почему именно публичную? Главная цель – устрашение потенциальных террористов.
Цитирую: «…каждый теракт – это очередной плевок общественности в лицо. Достаточно посмотреть видео допроса Галявиева Ильназа – ни капли раскаяния. Он смеется в лицо тем, кто в ужасе от его поступков. Таких уже не исправить никакими способами…»
В известном телесериале «Глухарь», один из главных героев, Станислав Карпов, произнес достойные слова: «Наша исправительная система только называется исправительной. А на самом деле она никого — я убежден — никого не исправила». Сложно с ним не согласиться.
Вопреки первой, другая группа людей утверждает, что пожизненное заключение гораздо страшнее казни. Якобы человек всю свою жизнь живет в камере и мучается от бессилия. Лично я с ними в корне не согласен.
Основываясь на ст.29 Конституции РФ, я хочу сказать следующее. По моему мнению, человек, хладнокровно стреляющий в головы детей, не заслуживает ничего кроме долгой, мучительной казни. После совершения такого преступления он попросту не имеет никакого права называться человеком. Я действительно верю, что такая мера сможет повысить эффективность борьбы с терроризмом на территории РФ и сохранить множество невинных жизней.
Уважаемые читатели. Я прошу Вас высказать своё мнение на данную тему в комментариях. Не оставайтесь в стороне. Только всеобщая огласка и общественный резонанс смогут привести к справедливой расплате за всех тех, кто по роковому стечению обстоятельств покинул нас в тот страшный и памятный день. Благодарю за прочтение.
Данная статья не содержит элементов экстремизма. Все изображения взяты из открытых источников сети Интернет и принадлежат их владельцам.