Machines (Or Back To Humans)
Авторы: Брайан Мэй, Роджер Тейлор
Ну что ж, с рокабилли не вышло – так давайте откроем вторую сторону альбома нашпигованным футуристическими звуками синти-попом. Ну давайте, Мэй с Тейлором! Нечасто ведь вы сотрудничали друг с другом при написании песен!
- Я чертовски долго доводил электронные ударные на «The Works» до ума! Там есть еще «Machines», где мы постарались сделать всё очевидным и понятным. По идее, когда она начинается, звучит сплошь электроника. А затем сквозь неё прорывается обычная рок-группа, то есть люди с инструментами. И начинается схватка между ними, - рассказывал после выхода альбома Роджер Тейлор.
Ничего не понял, но очень интересно. Очень. Хотя нет, вру. На самом деле очень скучно, неинтересно, безлико и откровенно неуклюже. На «The Works» много плохих песен, но «Machines» явно худшая из них. Объяснить это можно только тем, что Мэй с Тейлором по пьяни решили развлечься с модными синтезаторами.
Нисколько не удивлюсь, если так оно на самом деле и было.
I Want To Break Free
Автор: Джон Дикон
Три минуты восхитительной поп-музыки. Дальнейшие слова излишни. Я, конечно, больше люблю сингловую версию этой песни – с вступлением на синтезаторе и знойным соло Мэя, однако даже и без этого «I Want To Break Free» очаровательна, прекрасна и…
Скандальна? Не без этого. Прежде чем перейти к обсуждению нашумевшего клипа, после которого кислород Queen в США был перекрыт на целых пять лет, вспомним, пожалуй, несколько самых известных имён того времени. Ну вот тот же Джордж О’Дауд, более известный как Бой Джордж, вокалист Culture Club – что толку с того, что он не одевал женские платья? Он ведь в каждом клипе выглядит так, как будто только что сбежал с гей-парада в честь Элтона Джона. Ну а что говорить про Марка Элмонда из Soft Cell, который зачастую одевался как потрёпанный любитель гомосексуальных утех с уклоном в сатанизм? А как насчёт Frankie Goes To Hollywood и их клипа на «Relax», где вовсю бродят туда-сюда усатые мужики в кожаных кепках и трансвеститы? И это я еще молчу про Bronski Beat и их клип на «Smalltown Boy», в котором Джимми Соммервилль, вокалист группы, пытается подкатить в раздевалке к накачанному пловцу – за что и огребает потом от последнего по полной программе. Да, некоторые из этих клипов запрещали к ротации по MTV, но такого, чтобы запретить хоть какой-то из вышеперечисленных групп гастролировать по США – такого точно не было.
Ну а чем хуже Queen, которые всего лишь спародировали в своём видео мыльную оперу «Coronation Street»? На первом курсе учебы в академии мне приходилось не единожды спорить со всякими любителями тяжёлой музыки. Вкратце суть этих диалогов можно передать так:
- А ты чего нормальную музыку не слушаешь?
- В смысле? По-твоему Queen – это ненормальная музыка?
- Queen только педерасты слушают, потому что они пропагандировали гомосятину.
- С чего ты решил, что они пропагандировали гомосятину?
- Как с чего? Ты помнишь тот клип, где этот саблезубый усатый гомосек в парике и с розовыми сиськами по квартире скачет?
Стоит заметить, что кумиры тех, с кем я спорил, мало чем по макияжу отличались от Меркьюри, а некоторые даже и перещеголять его умудрялись. Вот и человек, с которым имел место быть приведенный выше диалог, упорно отказывался признать, что его любимый Дэнни Филдс из Cradle Of Filth в своём сатанинском гриме выглядит еще более педрильно, чем Меркьюри в «I Want To Break Free».
Меня всегда раздражали эти дремучие попытки записать Queen в пропагандисты гомосексуализма. Причем записать их туда пытались даже не любители шансона и попсы, а, как ни странно, металлисты и рокеры! Да, он такой весь из себя мужик, мешает пиво с водкой, лапает девиц лёгкого поведения и слушает Metallica! А гомосеки из Queen – это не для него, он слишком для этого брутален. И невдомёк идиоту, что песню написал семьянин Дикон, готовившийся к появлению четвёртого ребенка, а идею для видео предложил ловелас Тейлор, которого можно заподозрить в чём угодно кроме склонности к гей-эстетике.
И самое печальное заключается в том, что далеко не только на территориях постсоветских стран были такие рассуждения. Так в Бразилии фанаты начали кидать в Меркьюри камни, когда он появился на сцене в парике, розовой кофточке и с накладными сиськами.
Лучше всего про этот печально известный клип сказал Тейлор:
- В прошлом мы отсняли несколько по-настоящему серьезных, эпических видеоклипов, поэтому мы решили немного похохмить. Мы хотели, чтобы зрители поняли, что мы не принимаем себя слишком всерьез, что мы не утратили способности смеяться над собой. Думаю, мы это доказали.
Истинно так, любитель быстрых машин! А «I Want To Break Free» как была одной из лучших песен группы – так ею и останется на веки вечные.
Keep Passing The Open Windows
Автор: Фредди Меркьюри
Тони Ричардсон собирался снимать фильм по произведению Джона Ирвинга «Отель Нью-Хэмпшир». Фильм обещал стать сенсацией – планировалось участие Джоди Фостер и Бо Бриджеса, поэтому Меркьюри с Диконом проявили к фильму интерес и хотели пропихнуть в него несколько своих песен. Фредди написал «Keep Passing The Open Windows», содержащую в себе отсылки к знаменитому роману Ирвинга и представил её Ричардсону. Увы, но режиссер композицией не особо впечатлился и от услуг Фредди отказался.
Неудивительно, что так вышло. Ибо весь поучающий смысл текста, направленного против желания покончить с собой, сходит на нет благодаря невзрачной мелодии, содержащей раздражающие куплеты и вялые припевы.
Фильм, впрочем, получился еще хуже и в прокате провалился. Так что никто по итогу не оказался в дураках. Кроме, разве что, слушателей «The Works».
Hammer To Fall
Автор: Брайан Мэй
О да, наконец-то Мэй сумел поймать вдохновение и создать впечатляющий рокешник, под который так и хочется оказаться где-нибудь на концерте Queen году эдак в 1985-ом! В «Hammer To Fall» Мэй ненавязчиво и интеллигентно предлагает всем молодым выскочкам вроде Motley Crue и Bon Jovi особо не ерзать и не пытаться переплюнуть его по части гитарного мастерства. Ибо папаша Мэй в ударе и может вжарить на своей «Red Special» так, что мало никому не покажется!
Что ж, мы ему охотно верим, поэтому можно не обращать внимания на кажущийся теперь немного наивным текст об угрозе ядерного удара. Это ж ведь были восьмидесятые, тогда все боялись, что крупнейшие империи мира сойдутся один на один в изнурительной схватке, в результате которой мы все превратимся в радиоактивный пепел. А Мишка Меченый всего лишь через пару лет спустит все старания в сортир, после чего будет рекламировать пиццу в Германии. Вот тебе и падающий молот. Вместе с серпом.
Боже, я уже чёрт знает в какой раз вспоминаю проклятую швабру, с которой я бегал по всей квартире под песни Queen и представлял себя их вокалистом! Но без этих воспоминаний никуда – и под «Hammer To Fall» я вообще однажды чуть шею себе не свернул, ибо пытался повторить абсолютно все движения Меркьюри в клипе на эту песню! Так что будьте аккуратны, если решитесь повторить мой подвиг.
Is This The World We Created?
Авторы: Брайан Мэй, Фредди Меркьюри
Задолго до благотворительного фестиваля «Live Aid» Мэй с Меркьюри написали эту проникновенную акустическую композицию, альтернативным названием которой вполне могло бы быть «Love Of My Life II». О «Live Aid» рассказ еще впереди, а по поводу «Is This The World We Created?» сказать особо нечего, ибо она восхитительна в своей искренности и светлой печали. Хорошее завершение для не очень хорошего альбома, не правда ли?
Единственный минус этой композиции – её непродолжительность. А ведь могли бы добавить еще наложений гитар, хоров и прочих фишек, сделавших ранние альбомы такими запоминающимися! Ну да ладно, и так хорошо и пробирает до костей. Написали её, кстати, Мэй с Меркьюри после просмотра телепередачи о голодающих детях Африки. Но к этому я тоже еще вернусь, только несколько позже.
I Go Crazy
Автор: Брайан Мэй
Этот би-сайд к синглу «Radio Ga Ga» в альбом не вошел. И очень хорошо, ибо «I Go Crazy» продолжает «славную» традицию таких песен как «Dancer», «Tear It Up» и «Put Out The Fire» и являет собой дуболомный рокешник с примитивным текстом от лица какого-то сопляка, который пошел на концерт любимой группы с девушкой и этой же самой девушки лишился из-за того, что вокалист группы её у него увел. Что за чушь собачья? Мэй опять пьянствовал во время сочинения песни?
Thank God It’s Christmas
Авторы: Брайан Мэй, Роджер Тейлор
Эта рождественская композиция была не единственной песней группы про Рождество. В конце 1984-го Мэй сочинил «I Dream Of Christmas», а Тейлор написал основу «Thank God It’s Christmas», которая позже основательно было доделана Брайаном. Группа должна была выбрать одну из двух песен – и все проголосовали за «Thank God It’s Christmas», которая и вышла на сингле в канун Рождества 1984-го года и заняла относительно невысокое 21-ое место. Ничего особенного в песне нет и её отличием является только то, что это единственная песня группы про Рождество. Хорошо это или же плохо – каждый пусть решает сам для себя.
Вот и закончился обзор самого странного, на мой взгляд, альбома группы и би-сайдов к его основным синглам. «The Works» вопиюще неоднороден и при его прослушивании то радуешься как ребёнок, то недоумеваешь как алкоголик, оставшийся без средств для опохмеления. В истории группы это вне всяких сомнений важный альбом, ибо с него, как я уже говорил, началось медленное возвращение обратно к вершинам славы и всеобщего обожания. Но тогда, в феврале 1984-го, после выхода альбома, до этого было еще далековато.
Сразу же после выпуска «The Works» группа отправилась в турне по всему миру. Не обошлось и без очередных скандалов. Так в том же феврале желтая газетенка «Sun» опубликовала интервью с Меркьюри, в котором он, якобы, открыто признавался в нетрадиционной сексуальной ориентации. Фред парировал на эти выпады в своей излюбленной манере:
- Мои слова полностью искажены. Однако с самого начала пресса всегда писала о Queen все, что заблагорассудится, и им все сходило с рук. Женщина, которая написала ту статью, хотела разузнать всю мою подноготную и ничего от меня не добилась. Я ей сказал: «Что ты хочешь услышать? Что я нюхаю кокаин?». Но Боже мой, если бы я захотел откровенничать о своей сексуальной жизни, неужели я бы выбрал именно желтую «Sun» из всех прочих газет? Да ни хрена, вашу мать, я слишком интеллигентен!
В мае 1984-го появился второй сольник Тейлора – «Strange Frontier», о котором я совершенно ничего хорошего сказать не могу, поэтому идём дальше.
Концерты и выступления на фестивалях (в числе которых и выступление в итальянском Сан-Ремо и участие в швейцарском благотворительном «Golden Roses») сменяли друг друга, но все участники группы были довольны, ибо порой приходилось выступать под фонограмму.
- Подобные фестивали — это фарс, потому что приходится выступать под фонограмму, и в случае с Фредди это было явно заметно. Однако 400 миллионов зрителей - как можно было отказаться от такого? – недоумевал всё тот же Тейлор.
Увы, но в погоне за массовостью группа влипла в одну весьма неприятную историю. Их всё приглашали выступить в «Sun City», знаменитом развлекательном комплексе в Бофутотсване, в ЮАР. Там выступали и Элтон Джон, и Клифф Ричард – и вообще, кто только там не выступал! Однако же британские таблоиды вдруг вспомнили, что в ЮАР всё еще действует политика апартеида – то есть белые жили себе отдельно от чёрных, а чёрные жили отдельно от белых – и вцепились в Queen мёртвой хваткой. Основным обвинением в адрес группы было то, что они собирались выступать для богатых белых богачей, хотя на самом деле группа играла для всех, кто может позволить купить себе билеты. 5-го октября 1984-го злосчастный концерт в «Sun City» всё же состоялся и, вернувшись домой, Queen были неприятно удивлены: им сообщили, что, совершив поездку в ЮАР, они нарушили устав союза музыкантов. Мэй выступил на заседании комитета управления союза, защищая своё детище:
- Я заявил им, что, по нашему мнению, мы достигли большего результата в борьбе с апартеидом, совершив нашу поездку и настояв на многорасовом составе публики, чем если бы мы отказались от выступлений. Я также сказал, что я имел возможность и желание открыто выразить наше неприятие системы апартеида в интервью южноафриканской прессе (что было уникально для того времени), что, будучи там, мы выразили свою моральную поддержку многим ущемленным социальным слоям и за нашу решительность нас там поддержали все те, кто пытался преодолеть расовые барьеры. Я также заметил им, что если бы нам нельзя было выступать во всех странах, народ которых страдает от действий своего правительства, то некуда было бы ездить на гастроли (включая и Великобританию). В заключение я выразил наше мнение о том, что музыка должна преодолевать все препятствия, невзирая на расовые и политические различия.
Речь Мэя была принята с пониманием, однако на его аргументы все дружно положили болт, после чего участники союза наложили на группу высокий штраф.
Ну а желтая пресса возликовала! Был повод уличить группу в расизме и обвинить в политической несознательности.
Брайан Мэй пытался оправдаться:
- Мы полностью осуждаем апартеид и все его элементы. Считаем, что сделали многое для наведения мостов между расами. Мы встречались с черными и белыми музыкантами. И те и другие обеими руками проголосовали за нас. Критика в наш адрес исходит отовсюду, кроме самой Южной Африки.
Всё закончилось тем, что Queen попали в так называемый культурный чёрный список ООН. Чудесное завершение для 1984-го года, не правда ли? Скажу только одно: с тех пор количество борцов с расизмом, устраивающих охоту на ведьм, увеличивалось не по дням, а по часам. Но лучше от этого не стало ни чёрным, ни белым. Особенно в ЮАР, в которой после прихода к власти Нельсона Манделы начали усиленно разрушать и втаптывать в грязь всё то, что с большим трудом было создано не один поколением богатых белых.