Среди добродетелей есть те, которых святые именуют матерями добродетелей. Что это за матери добродетелей?
Преп. Иоанн Лествичник замечает такую важную вещь в области добродетелей:
Есть добродетели, и есть матери добродетелей. Разумный подвизается наиболее о приобретении матерей.
Матерям добродетелей учитель Сам Бог собственным действием; а для научения дщерям наставников много (Иоанн Лествичник «Лествица или Скрижали Духовные. Слово 26).
Стяжание матерей добродетелей существенней для христианина, так как матерь кормит дочери добродетелей. Взойдя на ступень матерей добродетелей, человек, как замечает преп. Иоанн Лествичник, разом отсекает все низлежащие страсти и укрепляется духовно прочно.
В святой литературе нет четкого описания матерей добродетелей или же разные святые выделяют разные матери добродетелей.
Но, при изучении большого количества святых трудов выделяются три самые существенные.
Скажем о них по их степени, сверху вниз.
Венцом всех добродетелей признается Любовь. Спасительная, духовная любовь.
Три же матери добродетелей есть следующие:
- Смирение
- Рассуждение
- Целомудрие.
И вот какое тому обоснование:
Смирение – это Богочеловеческая матерь добродетелей. Это мир между Божественным и человеческим внутри человека.
Смирение предполагает главенство Бога, как миросоздателя и соподчиненность человека. Но соподчиненность не подавляет человеческую волю в выборе средств и способов достижения Божьего, не подавляет свободы и уникальности человека. Об этом указывают и преп. Максим Исповедник и преп. Иоанн Дамаскин, другие святые отцы.
Преп. Исаак Сирин замечает , что воздаяние человеку за добродетельную жизнь дается через стяжание смирения. (преп. Исаак Сирин. Слова Подвижнические. Слово 34)
Смирение, как указывает преп. Иоанн Лествичник поддерживает венец добродетелей Любовь. Смирение не дает любви упасть с духовной в плотскую и страстную.
Вторая матерь добродетелей – рассуждение.
Сия матерь дает человеку разумение Божьего и понимание меры своей во всем.
Об этом указывают и преп. Антоний Великий, и авва Дорофей, и Иоанн Лествичник и святитель Димитрий Ростовский и другие святые.
Рассуждение позволяет иметь две вещи в духовной жизни:
- Понимать и мудро учитывать различия людей, ситуаций, событий в Боге,
- Учитывать и соблюдать свою меру добродетельную: выше которой безрассудный подвиг, ниже отсутствие тщания о Боге.
Преп. Антоний Великий говорит, что именно добродетель рассуждения является спасительной матерью всех других добродетелей. Ибо именно благодаря ей всякое действие становится осмысленным, размеренным. Рассуждение спасает и оберегает от высоких подвигов и низких падений.
Эта матерь добродетелей позволяет идти по духовной жизни и жизни в целом, спасительным, оптимальным, мудрым, срединным путем.
Третья матерь добродетелей – целомудрие.
Таковой ее именуют и святитель Василий Великий,и преп. Иоанн Лествичник, и другие святые.
Целомудрие это телесная и душевная чистота. Это не просто добродетель, противоположная блудной страсти.
Целомудрие - грань между человеческим и животным, между плотским и душевным человеком. Не хранящий эту меру и переходящий за грань, падает в животное начало. Крепко держащийся этой матери добродетелей – целомудрия – всегда остается человеком. То есть не позволяет себе падать в животное состояние: блудом, объедением, излишним сном, леностью.
Как стяжать матери добродетелей?
В стяжании матерей добродетелей важная роль отводится их подателю - Богу. Но Бог подает по вере сердца и трудам человеческим. Посему следующие вещи очень важны для стяжания
- Пост, как мудрое воздержание от животного и покаяние - созидает матерь добродетелей - целомудрие.
- Чтение святых книг (Библии, святых подвижников), Богомыслие, умная молитва, созидают матерь добродетелей - рассуждение.
- Память смерти, упование на Волю Бога, запрос Божьей Воли в кратких молитвах перед разными событиями, отвращение себя, как главного, но почитание Бога Главой, созидают матерь добродетелей - смирение.