Квентин Тарантино – создатель культовых фильмов, которые по-настоящему западают в душу. Неповторимая жестокость, отличные диалоги и незабываемая музыка – всё это давно стало неотъемлемыми атрибутами его кинолент. Примерно полгода назад на ютуб-канале «SokoL[off] TV» вышел ролик, в котором блогер перечисляет 10 своих любимых моментов из фильмов режиссера. В этой статье мне хотелось бы поделиться теми фрагментами, которые произвели впечатление лично на меня, и постараться описать, какие эмоции они могут вызвать.
10. "Бешеные псы", сцена пыток
Под весёлую задорную музыку ("Stuck in the Middle with You" группы Stealers Wheel) мистер Блондин, пританцовывая, режет лицо измученному полицейскому, а затем отрезает ему ухо. Камера внимательно следит за движениями садиста и «отводит взгляд» во время самого жестокого момента. Таким образом, мы сначала смотрим на склонившегося над жертвой преступника, а через несколько мгновений – на ухо в его руках. Этот прием подтверждает высказанный Хичкоком принцип: "Страшное становится еще более страшным, когда мы его не видим", а легкая музыка вызывает диссонанс, из-за которого сцена кажется еще более жестокой и пугающей.
9. "Убить Билла. Фильм 2", сцена, в которой Беатрикс Киддо выбирается из гроба
Закопанная заживо главная героиня отчаянно пытается спастись. В её голове проносятся воспоминания об обучении у Пэй Мея, в процессе которого Беатрикс тренировалась разбивать дерево голыми руками с небольшого расстояния, превозмогая при этом адские муки и получая ужасные травмы. Вспомнив урок из прошлого, девушка твердо решает выбраться. Нанося по крышке гроба удар за ударом, она, наконец, ломает её, а зритель начинает предвкушать очень скорую месть всем обидчикам Чёрной мамбы.
8. "Однажды в Голливуде", финал
В реальном мире актриса Шерон Тейт была убита членами банды Чарльза Мэнсона. Но фильмы Тарантино – это не реальный мир, и тут действуют другие правила. Преступники путают дом и по ошибке попадают прямо к главным героям. Клифф Бутт, находившийся в этот момент под действием наркотиков, принимает вторгшихся людей за галлюцинации и не воспринимает их серьезно (просто посмотрите на его реакцию на картинке чуть выше), а Рик Далтон спокойно слушает музыку в наушниках. В «Однажды в Голливуде» намного меньше экшена, чем в большинстве других картин режиссера. Но последние минуты фильма – это невероятно увлекательное зрелище, в результате которого сектанты (не без помощи натренированной собаки и огнемета) терпят поражение, а Шерон Тейт оказывается спасена. Да, это не соответствует настоящему положению вещей, но в контексте альтернативной истории выглядит одновременно крайне жестоко и безумно трогательно.
7. "Криминальное чтиво", танец Мии и Винсента
Отвлечемся на минуту от разных ужасов и вспомним очень милый и обаятельный танец этих двоих. Сцена стала по-настоящему культовой. Изображения героев в этот момент, можно встретить не только в виде принтов на футболках или кошельках, но и как татуировки, которые делают фанаты фильма. Движения запоминающиеся и яркие, хотя и не поражающие сложностью, химия между Мией и Винсентом не дает зрителям отвести взгляд, а песня Чака Берри «You Never Can Tell» даже после просмотра картины еще долго не выходит из головы.
6. "Криминальное чтиво", сцена в подвале Зеда
По стечению обстоятельств боксер Бутч Куллидж (справа), вместе с человеком, желающим его убить, - Марселасом Уоллесом (слева) попадает в плен к садистам-извращенцам. Избежав изнасилования, герой Брюса Уиллиса практически сбегает, но в последний момент решает вернуться и помочь своему врагу. Он осматривает подвал в поисках оружия, находит катану и спасает криминального босса. Благородство окупается, Марселас прощает Бутчу все прошлые обиды, а покалеченный Зед вот-вот будет подвергнут страшным и жестоким пыткам.
5. "Джанго освобождённый", убийство Кэлвина Кэнди
Доктор Кинг Шульц – один из самых приятных и положительных персонажей фильма. На протяжении всего повествования он вызывает у зрителей безмерное уважение, но всё же стоит признать тот факт, что убийство Кэлвина было необдуманным и довольно глупым поступком. Рабовладелец-психопат Кэнди поставил доктору условие: если тот хочет, чтобы все выбрались живыми и здоровыми, нужно пожать своему врагу руку в знак закрепления договора. Шульц испытывает сильную неприязнь к плантатору и рукопожатие с подобным человеком для него является чем-то мерзким и отвратительным. Не справившись с накопившейся злобой, он убивает злодея и погибает от рук его телохранителей. Но всё же, хотя персонаж Ди Каприо и заслуживал смерти, убив его, доктор подверг своих друзей опасности и начал сражение, из которой они могли бы не выбраться. Эта сцена вызывает лично у меня смесь краткого морального удовлетворения с чувством обиды из-за гибели Шульца и злостью на него за импульсивный поступок.
4. "Криминальное чтиво", ограбление кафе
Снять захватывающую перестрелку довольно трудная задача. Но вот сделать захватывающей её отсутствие это уже нечто другого уровня. Страсти накаляются, все направляют пистолеты на всех. До ограбления кафе Джулсу и Винсенту особого дела нет, но вот отдавать чемодан своего босса они не намерены. Грабителям повезло, что персонаж Сэмуэля Л. Джексона решил начать праведную жизнь и не видит смысла в новых убийствах. Он щадит преступника, зачитывает ему отрывок из проповедей Иезекииля и великодушно отдает свои деньги, улаживая тем самым конфликт. Чемодан остается у главных героев, а зритель после напряженного диалога может насладиться красивой музыкой, играющей на фоне титров.
3. "Убить Билла. Фильм 1", разборка в Доме Голубых Листьев
«Разборка в доме голубых листьев» - очень длинная и качественная экшн сцена (на мой взгляд, самая зрелищная из всех фильмов Тарантино). По факту, её с трудом можно назвать «моментом», ведь она длится больше 20 минут. Но всё это время отвести взгляд от экрана просто невозможно. Беатрикс с особой грациозностью расправляется со всем кланом «88 бешеных», включая Гого (психически-неуравновешенную девушку с "молотом-метеором") и главу клана О-Рен Ишши. Каждое мгновение кто-то либо погибает, либо лишается конечности, а в заключение этого действа, главная героиня становится еще немного ближе к завершению своей вендетты.
2. "Убить Билла. Фильм 2", финал
Под финалом, в данном случае, я подразумеваю даже не сцену смерти Билла, а скорее финальные титры. Под «Malaguena Salerosa» Беатрикс уезжает вдаль вместе со своей дочерью. Её путь, наконец, завершен, и никто из врагов не представляет угрозы ни для неё, ни для её ребенка. На фоне проносятся кадры со всеми самыми значимыми моментами фильма и лицами побежденных злодеев, а зритель понимает, что последние 4 часа он провел великолепно (только если смотрел обе части подряд, иначе великолепно он провел всего лишь два часа).
1. "Доказательство смерти", финал
Возможно, ставить какую угодно сцену выше, чем финал «Убить Билла», довольно нелогичный поступок. Но дело в том, что «Доказательство смерти» очень необычный фильм, от которого довольно долго не знаешь, чего ожидать. В моём кратком пересказе, его сюжет звучит примерно так: половину картины мы наблюдаем за разговорами нескольких девушек между собой и начинаем проникаться персонажами, затем психопат жестоко их убивает (сцена убийства крайне короткая, но показана с жуткими подробностями), минут 30 мы наблюдаем уже за другими героинями и за их диалогами, 10 минут маньяк пытается их убить, и наконец, оставшиеся 10 минут они с не меньшей жестокостью мстят самому убийце, догоняют его на автомобиле, всячески пытаются сбить с пути, а когда им это удается, избивают до смерти. Сцена погони меняет впечатление от всей картины. Мы видим, как «охотник», убивший полюбившихся нам героинь (а до событий фильма, еще многих молодых девушек) сам становится «жертвой». Мы видим всю его трусость, и то, как сильно он удивлен, что кто-то смог оказать ему сопротивление. После долгих диалогов и нагнетания саспенса, мы получаем нечто иное. Следить за общением персонажей на протяжении почти всего хронометража не было скучным занятием, но последние минуты фильма является тем, ради чего мы это делали. Жертвы отомщены, героини спасены, а главный злодей получил по заслугам. Очень небольшое количество кинокартин способно дать такое чувство морального удовлетворения.
Небольшой итог: Естественно, эта подборка совершенна субъективна. Моё мнение может в любой момент измениться, а сравнивая эмоции от разных моментов, я не проводил точных исследований, поэтому места в топе расставлены интуитивно. Тарантино непревзойденно снимает и диалоги, и экшн, он грамотно умеет нагнетать нужную атмосферу и держать зрителя в напряжении необходимое количество времени. Можно заметить, что очень многие из запомнившихся сцен, так или иначе, связаны с восстановлением справедливости и победой над злодеями. Фильмы режиссера – отдельный мир, в котором зло рано или поздно получит по заслугам. Будь то маньяк за рулем автомобиля, группа сектантов или даже сам Адольф Гитлер.