Все мы разные и у каждого своя жизнь. Но, что у нас у всех есть общего? Все мы учились в школе. Кто-то раньше, кто-то позже. Я в школу пошла в 1970 году. С того момента было несколько школьных реформ. Менялся процесс обучения, вводились новые учебники. Я хочу рассказать об учебе в начальной школе в 70-х годах.
В каком возрасте шли в школу
В 30-х годах прошлого столетия в школу принимали с 8 лет. А в годы ВОВ возраст уменьшили на 1 год. С того времени в школу принимали с семилетнего возраста.
Поэтому мы в школу шли в 7 лет. А те, у кого день рождения был в октябре-декабре, начинали учиться с 8 лет. И лишь во время школьной реформы 1984 года поступило предложение принимать детей с шестилетнего возраста.
Сколько учились в начальной школе?
С 1920 года и до реформы 1969 года в начальной школе обучались с первого по четвертый класс. А с 1969 года сократили время обучения на один год.
Я уже учила в начальной школе три года и с новым комплектом учебников. После реформы 1987 года ввели 11-летнее образование, а начальная школа вновь стала четырехлетней. Но при этом, ученик сам выбирал, по какой программе будет обучаться — трехлетней или четырехлетней.
Первый раз в первый класс
Это был торжественный и волнительный день. В этот день я впервые надела школьную форму. Коричневое шерстяное платье в складку с отложным воротником и застежкой спереди. Поверх платья надевался фартук: черный по будням и белый по праздникам. В этот день конечно был белый и белые банты в косах.
Торжественная линейка, звонок на первый в жизни урок и десятиклассники, которые отвели нас, нарядных и немного взволнованных, в класс. Меня вел за руку мальчик. Он подарил мне книжку, которую подписал на память с пожеланием хорошо учиться. Я ее до сих пор храню. Подарки получили и мои одноклассники. Мы их потом рассматривали дружно.
В классе нас уже ждала наша первая учительница Марья Григорьевна. Она рассадила нас попарно (мальчик-девочка) за парты, которые были полностью деревянными с откидными крышками и отверстиями для чернильниц. Кстати, деревянные парты мне нравились больше, чем те которые пришли им на смену — с откидными сиденьями.
Я еще застала то время, когда писали перьевыми ручками. Но это было недолго. В октябре мы сдали учительнице по 20 копеек и через несколько дней нам выдали шариковые ручки. Перышками мы потом делали ежиков из яблок. А вот мужу повезло меньше.
Он на несколько лет раньше пошел в школу, поэтому до четвертого класса писал чернилами обычной перьевой ручкой. Приходилось еще и чернильницу каждый день носить в школу, поэтому бабушка пошила ему специальный мешочек. А с четвертого класса им разрешили писать наливными ручками, которые заправлялись чернилами. И лишь в седьмом разрешили шариковые ручки.
Как проходил процесс обучения
Занимались мы шесть дней в неделю. Как же мы тогда завидовали родителям, потому что у них было 2 выходных. В первом классе у нас было 4 урока в день, начинались они в 8 часов. После второго урок нам давали булочку или пирожок с повидлом и стакан молока. Булочка стоила 5 копеек и 2 копейки молоко.
После уроков, которые заканчивались в 12-00, мы всем классом шли обедать в школьную столовую. За исключением тех, кто не ходил в группу продленного дня. Но таких учеников было единицы. Это те, у которых были бабушки. После обеда шли в парк.
Там мы играли и собирали желуди, из которых потом делали поделки. Я еще застала то время, когда в парке росли огромные дубы. Во многих были огромные дупла, куда мы могли с подругами свободно поместиться. Это были наши домики.
После возвращения в школу под присмотром учителя делали домашнее задание. Кстати учителей у нас было двое: одна вела у нас уроки, а Альбина Прокопьевна группу продленного дня. Вечером нас забирали родители. Такая форма обучения продолжалась три года. Я думаю, что родителям нравилось, что их ребенок был под присмотром.
В субботу, после уроков, нас водили в кинотеатр на детский сеанс. А по окончании первого класса нас повели на экскурсию на маслозавод и швейную фабрику. Нас везде встречали доброжелательно. Водили по цехам и показывали, как работают на производстве. И отовсюду мы уходили с подарками: вкусные жареные зернышки, макуху и обрезки тканей. Последние нас особенно радовали, мы потом из них шили наряды для пупсов.
В группу продленного дня я ходила два года. С третьего класса начала учится в музыкальной школе, поэтому на продленку уже не ходила
В первом классе нас посвятили в октябрята. С этого момента форму украшала маленькая красная звездочка с изображением Ленина. А в третьем классе нас приняли в пионеры. 19 мая, в день пионерии, мы собрались в краеведческом музее, где нам торжественно повязали галстуки.
В то время мы много читали. Еще в начале первого класса учительница отвела нас в детскую библиотеку и водила нас туда каждую неделю.
С приходом весны во дворах раздавался стук биток. Это мы играли в классики. Любимая игра всех девчонок. Замечательное было время.
И никто нас, первоклашек, не обижал. А вот учителей мы слушали, да и не могло быть по-другому. Нас ведь с детства приучали уважать и слушать старших. Да и учителя, мне кажется, тогда были другими. А вы помните свой первый класс?