Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Турция взрывает примирение с Израилем

С призывом преподать Израилю «сильный сдерживающий урок» перед новым насилием в Газе, Эрдоган прерывает зарождающееся сближение между двумя странами. В то время как Турция уже прилагала усилия для улучшения отношений с Израилем, недавнее насилие в Газе, Иерусалиме и других местах разрушило надежды на любое реальное сближение.

Всего через несколько месяцев после того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что хотел бы улучшить турецко-израильские отношения, в среду вечером он призвал международное сообщество «преподать Израилю сильный урок сдерживания». Это известие появилось после опубликования официальной записи телефонного разговора с президентом России Владимиром Путиным. Эрдоган также призвал международный и мусульманский мир рассмотреть возможность развертывания международных сил в Газе для защиты палестинцев. «Я думаю, что это может быть самая короткая «нормализация» в истории», – сказал Asia Times Сонер Кэгптай, директор программы исследований Турции Вашингтонского института ближневосточной политики.

Тем не менее, как показывает гораздо более сдержанное прочтение того же телефонного звонка официального российского информационного агентства ТАСС, призывы Эрдогана к более решительным действиям могут быть скорее риторикой, чем содержанием. «Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган призвали стороны снизить напряженность и призвали к мирному урегулированию возникающих споров», – сообщило ТАСС 12 мая, во многом перекликаясь с более взвешенными международными ответами Вашингтона, Брюсселя и Пекина.

Действительно, в прошлом году несколько традиционно антиизраильских правительств – ОАЭ, Бахрейн, Судан и Марокко – «нормализовали» свои отношения с Тель-Авивом путем ряда соглашений, заключенных при посредничестве США. Эти новые отношения, известные как Соглашения Авраама, сейчас находятся под сильным давлением. Тем не менее, полный отказ от них может быть слишком большим шагом для режимов, которые извлекли значительные выгоды из уютного общения с израильтянами.

Протягивая руку. ОАЭ первыми объявили о «нормализации отношений» с Израилем еще в сентябре 2020-го года. Затем последовали Бахрейн и Судан, а в декабре Марокко подписало Соглашение. Дипломатические отношения были установлены между этими государствами и Израилем, нацией, которую все они долгое время официально считали врагом номер один. Поскольку соглашения были подписаны при посредничестве США, они также были расценены как крупное достижение администрацией тогдашнего президента США Дональда Трампа.

В этом примирительном духе Турция также объявила в декабре 2020-го года, что она хотела бы улучшить свои отношения с Израилем. Ранее турецко-израильские отношения сильно испортились при Эрдогане. Он обвинил Израиль в «геноциде» палестинцев, отозвал посла Турции и открыл в Турции офисы палестинской группировки ХАМАС, которую Израиль и США рассматривали как «террористическую» организацию.

Тем не менее, в конце декабря 2020-го года, после сотрудничества с израильскими военными в нагорно-карабахском конфликте, Эрдоган заявил, что желает улучшения отношений. С тех пор турецко-израильское сближение продвигается медленно, и наиболее важным шагом является запланированный на июнь визит министра энергетики Израиля Юваля Стейница на дипломатический форум в Турции. Это был бы первый визит израильского правительственного чиновника в Турцию с тех пор, как Анкара отозвала своего посла в Израиле в 2018-м году. Однако после эскалации насилия 11 мая приглашение Стейница было отменено.

Между тем, «нормализация» между Израилем и арабскими государствами сделала несколько более существенных шагов вперед. ОАЭ учредили фонд в размере 10 миллиардов долларов для инвестирования в стратегические секторы в Израиле, а около 50 000 израильских туристов посетили ОАЭ в первые восемь недель после начала международных рейсов в ноябре 2020 года.

Марокко также извлекло выгоду из Соглашения Авраама, поскольку оно включало признание США претензий Рабата на спорные территории в Западной Сахаре. Что касается Судана, США вычеркнули его из списка «террористических» государств в обмен на нормализацию отношений с Израилем. Между тем, Бахрейн «всегда был пробным шаром для Саудовской Аравии», – сказал Asia Times Йост Хильтерманн, программный директор Международной кризисной группы по странам Ближнего Востока и Северной Африки, – «Теперь, однако, я думаю, что саудовцы сами воздержатся от любой нормализации».

В самом деле, сейчас, когда бомбы и ракеты падают в результате того, что многие считают самым жестоким насилием со времен израильского вторжения в Газу в 2014-м году, Соглашения Авраама, похоже, столкнутся с серьезными проблемами. Частично это связано с тем, что в основе этих Соглашений лежало предположение о том, что палестинское дело больше не является проблемой для многих арабских государств.

Однако «дело палестинцев живо и активно», – сказала в интервью Asia Times Кристина Кауш, старший научный сотрудник Фонда маршалов Германии в Брюсселе, – «Лидеры теперь дважды подумают, прежде чем рисковать вызвать гнев своего населения за нормализацию отношений с Израилем». Действительно, по всему Ближнему Востоку было возмущение против Израиля, как в социальных сетях, так и на улицах. «ОАЭ и другие страны должны быть сейчас очень осторожны, – говорит Хильтерманн, – поскольку они знают, насколько важно дело палестинцев в арабском мире».

Хотя сотрудничество в области безопасности и обороны, вероятно, будет продолжаться, более заметная «нормализация», такая как обмен в сфере туризма и спорта, может быть приостановлена. «Это может быть похоже на мирные соглашения Египта и Иордании с Израилем», – говорит Хильтерманн. Оба арабских государства подписали всеобъемлющие соглашения с Израилем в 1970-х и 1990-х годах, но хотя они все еще существуют, они де-факто не выполняются.

В Стамбуле и Анкаре 10 мая прошли акции протеста. Палестина также вызывает серьезную озабоченность многих турок, независимо от того, являются они сторонниками Эрдогана или нет. «Я бы сказал, что это исключает любую нормальность в израильско-турецких отношениях в обозримом будущем», – говорит Чагптай. Между тем, отстаивая дело палестинцев, Эрдоган имеет возможность удовлетворить своих основных сторонников и действовать как популярный лидер мусульманского мира.

«Президент Турции не упустил возможности набрать политические очки, воспользовавшись широко распространенными антиизраильскими настроениями среди своей электоральной базы», ​​– сказал Айкан Эрдемир, старший директор турецкой программы Фонда защиты демократий.

Однако это может иметь свою цену. «Это поразило Эрдогана не в то время», – добавляет Хоффман, – «Он стремился нормализовать все вокруг, учитывая тяжелое финансовое положение Турции». Действительно, когда турецкая валюта достигает новых минимумов, а экономика заикается, поддержка Партии справедливости и развития (ПСР) Эрдогана в стране снижается.

Поэтому твердая позиция в отношении Израиля может помочь увеличить внутреннюю поддержку в краткосрочной перспективе, но мало что сделает для решения более долгосрочных экономических проблем Турции. Что касается Израиля, то «он еще раз осознает», – говорит Чагптай, – «насколько трудно ладить с Турцией, пока Эрдоган у руля».

GORVETT