Холодно зимой. А уж на железной дороге-холодно вдвойне.
Но путь уважения требует, да и поезда должны ходить в любую погоду.
Поневоле начнешь ценить тепло.
В тот день было холодно. Мороз, градусов наверное, 35.
Работ особых в такую погоду старались не проводить, чтобы лишний раз не поморозить людей. Сидели в тепле, строгали черенки для молотков.
Но все же пришлось нам прогуляться по морозу.
Мне и еще двоим монтёрам пути, более опытным.
Конечно, в такую погоду хозяин собаку из дому не выгонит...
Вот мы и пошли без собаки. Вернее, поехали. На электричке, до соседней станции.
Зачем? Так мороз же. Путь тогда еще был старый, стыковой. И самое слабое место как раз стык. Вернее, его болты.
Кажется, что станет с таким толстым болтом? Однако, законы физики однажды открыв, закрывать уже не собираются.
И рельс длиной 25 метров от мороза стремится стать короче.
При сильном морозе, когда два рельса в стыке укорачиваются, болты могут лопнуть. А это разрыв стыка и сход поезда с пути.
Вот и стояла перед нами задача пройти 10 километров до своей станции и все проверить. С собой путевой ключ, молоток и сумка с болтами.
Вышли из вагона, да и потопали.
Хорошо идется по морозу, бодро. Но по шпалам идти не очень удобно. На каждую ступать- шаг короткий получается, семенишь. А через одну чересчур длинно получается.
Вот и устаешь от такой ходьбы быстрее обычного. Да еще пропотеешь, а мороз...
Термобельё, мембраны? Да вы что, не знали тогда такого. Ватные штаны, пара свитеров да фуфайка с ушанкой. Ну и валенки на ногах.
Идем, а мужики говорят- не тужи, пацан, сейчас тепляк будет, погреемся и отдохнем.
И правда, в стороне от пути, на краю леса вскоре появилась избушка вроде этой:
Откопали мы дверь от снега, да внутрь вошли.
Ага... Погреемся, как же! Стены до потолка инеем обросли.
Самый старший только ухмыльнулся, глядя на моё лицо, и отправил меня снега в ведро набрать.
Когда я вернулся, он растапливал печку. Вернее, уже растопил. В буржуйке весело горели фанерные "карточки". Путейцы поймут, о чём я. Но вот тепла-то было немного.
-Через 10 минут ты снимешь фуфайку, а еще через 5 свитер!!!
Я воспринял это как очередную подколку. Везде же есть традиции молодых воспитывать? Сталкивались, знаем.
Вот и сейчас я не принял это всерьёз. А зря...
Огонь в печке разгорелся, и старшОй нырнул под лавку. А когда вылез обратно, в руках у него был... Валенок. Просто старый потёртый валенок.
Что тут началось... Вы слышали, как взлетает самолёт?
Вот примерно такие звуки издавала старая буржуйка.
Что звуки, были чудеса и покруче. Через пять минут чёрными оставались только ножки, на ладонь от земли, да труба под самой крышей. Вся остальная печь работы неизвестного мастера раскалилась до красна.
Снег в ведре растаял минут за десять. Вода была перелита в чайник, а когда он закипел, туда же высыпали полпачки чёрного чая.
Да, фуфайку и свитер я снял, как мне и обещали. И сидел в ватных штанах и майке. С кружкой крепчайшего чая в руках.
Кто мог подумать, что простой валенок содержит в себе энергии килограмм на пять в тротиловом эквиваленте)))
Второй валенок не понадобился. Как выяснилось, их там был целый склад, как раз для таких случаев. По лету списанные валенки развозили по окрестным теплякам, а зимой сжигали в таких печах.
Мы же допили чай и пошли дальше, беречь путь от мороза.