Сегодня будет рассказ о безвременно ушедшем великом советском артисте Александре Соловьёве, который всего себя отдал кинематографу и создал яркие и незабываемые образы в легендарных советских фильмах. Актёра давно уже нет с нами, но память о нём живёт в его замечательных работах и в сердцах благодарных зрителей.
Александр Иванович Соловьёв родился 19 августа 1952 года в посёлке Сулак (это пригород Махачкалы), Дагестанской АССР, СССР. Советский и российский актёр театра, кино и дубляжа, кинорежиссёр. Родители Александра Соловьёва были преподавателями из Москвы, но в сталинские времена их репрессировали, и они оказались в Дагестане.
Чуть позже его семья перебралась в Норильск. Окончив среднюю школу, Александр уехал в Москву и поступил в ГИТИС, в котором проучился до 1973 года. Однокурсниками Соловьёва были будущие звёзды советского кино: Игорь Костолевский и Александр Фатюшин. Актёрской игрой Александра Соловьёва восхищался сам Василий Шукшин, который был на премьере дипломного спектакля и пришёл от увиденного в полный восторг.
Окончив ГИТИС Соловьёв был приглашён режиссёром Гончаровым в труппу Театра имени Маяковского. Но здесь у Александра не было никаких перспектив и через год он уже служил в Центральном детском театре, в котором проработал до 1986 года.
В 1989 году Александр Соловьёв ушёл на ставку актёра в Театр “Одеон”, которым руководил Е. В. Радомысленский. По воспоминаниям коллег, Александр был настоящим творцом и никогда не пытался подстраиваться под режиссёра. Он был прекрасным исполнителем комедийных ролей, а также глубоко одарённым драматическим актёром. Александр на сцене всегда выкладывался по полной, не делая различий между взрослой и детской публикой.
Но массовому советскому зрителю Александр Соловьёв в первую очередь запомнился по своим киноработам, которых было достаточно много в 1970-е и 1980-е годы.
Артист снимался в таких знаменитых фильмах, как “По данным уголовного розыска” (1979), “Адам женится на Еве” (1980), “Дамы приглашают кавалеров” (1980), “Следствие ведут ЗнаТоКи. Он где-то здесь” (1982), “Зелёный фургон” (1983) и многих других.
Незадолго до распада Советского Союза Александр Соловьёв разочаровался в актёрской профессии, к тому же ему перестали предлагать интересные роли, и ушёл в режиссуру. В 1991 году Александр снял свой единственный фильм, фантастическую трагикомедию “По Таганке ходят танки”.
Помимо Александра Соловьёва в этой картине были задействованы такие популярные артисты, как Эммануил Виторган, Александр Фатюшин, Готлиб Ронинсон, Людмила Гнилова, Юрий Чернов и другие. В некотором смысле фильм “По Таганке ходят танки” оказался пророческим - его съёмки закончились примерно за две недели до августовского путча 1991 года.
Александр Соловьёв на сцене и в кино был очень пластичным и страстным, а в его героях было много психологизма, бескомпромиссности и душевной щедрости. Как правило, все персонажи Соловьёва отличались честным и прямолинейным характером. Этими качествами в реальной жизни обладал и сам актёр. По воспоминаниям его коллег и старших товарищей, Александр Соловьёв был одним из немногих советских артистов кино, которому удавалось оставаться абсолютно независимым в очень зависимой актёрской профессии.
Александр Соловьёв был три раза женат. Его первой супругой стала актриса Людмила Радченко. Они познакомились совсем молодыми. когда Александр был студентом третьего курса, а Людмила училась на первом. Эту красивую пару в ГИТИСе называли не иначе как "Ромео и Джульетта".
Вскоре Александр и Людмила сыграли скромную свадьбу. В 1972 году у них родился сын, Александр Соловьёв-младший, который в дальнейшем окончил Московский областной институт физкультуры, стал каскадёром и снялся в целом ряде известных отечественных фильмов.
Второй женой Александра стала актриса Людмила Гнилова, с которой он работал на сцене Центрального детского театра. Соловьёв влюбился в Людмилу ещё будучи в браке, к тому же, она была старше, на тот момент ещё не развелась и воспитывала пятилетнюю дочь. Несмотря на эти обстоятельства, Александр, в присутствии всех артистов театра, признался Людмиле в любви.
Чтобы добиться взаимности, Соловьёв три года ухаживал за Людмилой, дарил ей огромные букеты цветов и дорогие подарки, часами ожидая её у подъезда. Спустя время Александр Соловьёв и Людмила Гнилова поженились, а затем и обвенчались. В 1979 году в этом браке родился сын Михаил, который пошёл по стопам своих родителей и стал актёром, а затем и режиссёром.
В конце 1980-х у Александра Соловьёва случился творческий кризис, а следом наступило и безденежье. Актёр пытался “таксовать”, но из этого ничего хорошего не вышло, потому что первый же пассажир узнал его и ехидно спросил: "А что, в кино совсем не платят?". Поэтому главным добытчиком в семье стала Людмила.
Александр очень страдал из-за этого, раздражался, и вскоре начал уходить в тяжёлые запои. В пьяном состоянии Соловьёв совсем себя не контролировал - он мог подраться с друзьями или завести любовный роман и исчезнуть на месяц. Людмила пыталась лечить Александра от алкоголизма и направляла его в лучшие наркологические клиники.
Третьей супругой Александра стала знаменитая актриса Ирина Печерникова, звезда легендарной картины “Доживём до понедельника”. Они встретились в 1991 году в Феодосии, когда оба проходили лечение от алкоголизма. Соловьёв был давно влюблён в Печерникову, ещё с 1969 года, но тогда никаких отношений у них не было. И вот спустя десятилетия у двух известных артистов в Феодосии начался страстный роман. Через шесть лет, в августе 1997-го, когда сыну Михаилу исполнилось восемнадцать, Александр Соловьёв развёлся с Людмилой Гниловой и ушёл к своей ненаглядной Ирине.
К сожалению, судьба отмерила этой большой любви не так много времени. С Ириной Печерниковой Соловьёв прожил около трёх лет. Александр Иванович Соловьёв ушёл из жизни при загадочных обстоятельствах 1 января 2000 года в Москве. Ему было всего 47 лет. Ирина Печерникова пережила своего мужа почти на 21 год. Её не стало 1 сентября 2020-го.