Найти тему

Решающий аргумент: история о железнодорожной связи и 90-х годах.

Оглавление

1996 год, моя первая действительно серьезная и сложная задача; монтаж систем связи на станции Б., нескольких стоек на станциях Л. и В., и потом к этому добавились аппаратные ВОЛС на станциях Б., В. и Л-Ф.

Фото ivbg.ru
Фото ivbg.ru

Вряд ли бы у меня получилось справиться без помощи и советов моих более опытных и старших коллег, особенно Елены, Александра и Владимира. Монтажная бригада и весь наш коллектив проявили себя выше всяких похвал. И особенно я благодарен моему генподрядчику, В.Б.

Изучаю проект и делаю выводы.

В самом конце апреля я познакомился с В.Б., получил в руки проект и узнал, что срок сдачи работ – июль. Я в нем так и не смог до конца разобраться – и только частично это можно объяснить тем, что железнодорожные системы связи были мне незнакомы.

Часть моментов была, в принципе, понятна, но вызывала недоумение. Много было схем, где были нарисованы квадратики, соединенные линиями. Были указаны марки и, с точностью до 0,5 м, длины кабелей, которыми эти квадратики были соединены. Беда была только в том, что значительная часть квадратиков и прямоугольников, обозначавших стойки и блоки аппаратуры, были полной загадкой - записанные в них аббревиатуры расшифровке не поддавалась.

В первый же рабочий день между праздниками прихожу в отдел связи проектного института – с желанием выяснить хоть что-то. Моя собеседница, , на мои вопросы ответить не может и не хочет. Я узнаю, что а) я ничего в железнодорожной связи не понимаю б) тратить свое время на меня никто не будет, но если я заплачу, мне тогда мне что-нибудь может быть и объяснят.

Все стало на свои места – проект просто переписывался (как курсовик, например) с старых советских проектов, возможно и не первый раз. В процессе часть информации потерялась, часть исказилась. Кроме того и оборудование уже частично к этому времени снято с производства. Из нового появилась АТС «Квант-Е», которая была соединена черточкой с квадратиком, обозначающим стойку 12-канальной системы передачи.

Не вызывает сомнений только одно: под системы связи на плане здания выделено 4 помещения: автозал АТС, линейно-аппаратный зал, выпрямительная и аккумуляторная.

Докладываю В.Б. – проект полная хрень, закончить работу в июле нереально. Ответ примерно такой (в сухом остатке): через 10 дней готовь свои предложения, до конца мая заключим договор.

Дальше все пошло невероятно быстро

За 10 дней я познакомился с проектировщицей из ГТСС (института Гипротранссигналсвязь), зам. начальника ШЧ по связи, встретился с несколькими знакомыми коллегами и знакомыми знакомых. И все они в чем-то помогли.

Кабели должен прокладывать «Лентелефонстрой» и это гут. Выпускники ГУТ (государственный университет телекоммуникаций – так с 1992 г. называется наш ЛЭИС, он же Бонч) в «Патефонстрое» везде, а еще я 2 лета работал в ССО «Импульс» - в 80-е годы ударной силе «Лентелефонстроя» на Кольском полуострове.

В результате план в общих чертах был готов и состоял в следующем:

1) Меняем «Квант-Е» на «Бету». Против «Кванта-Е» я ничего не имел, но завод «Красная Заря» - вот он, рядом. Станцию я посмотрел, кофе меня в гостях напоили.

2) Гром-полосы меняем на кросс с плинтами для врезки кабеля (и плинты и железо Питерского производства)

3) Надо попросить у «Раскома» (оптический кабель пойдет из Питера через границу, через Б.) выделить 1 поток E1 и подключить по нему АТС. Подключение через СЛ, образованным по каналам ТЧ, оставляем в качестве резерва.

4) Системы передач – три (как мне помнится), 12-канальных, кабельных, под вопросом – можно попробовать на DSL заменить.

5) По системам железнодорожной связи (есть и проводная и радио) у меня предложений нет

6) Систему электропитания делаем полностью по-другому. На этом надо остановиться подробнее.

Систему электропитания делаем полностью по-другому

Проектом предусмотрено: в помещении выпрямительной два выпрямителя на 60 В (основной и резервный) для АТС и два выпрямителя на 24 В (основной и резервный) для ЛАЗ и оперативно-диспетчерской связи. Выпрямители (похожи на ВУТ) выпускаются, как и оборудование диспетчерской связи и систем передачи (похожа на КНК-12) своими железнодорожными заводами. Резерв мощности выпрямителей запредельный, особенно учитывая потребление АТС.

Но это еще пол-беды, а вот аккумуляторная, со всеми вытекающими, это уже хуже … Ну и объем монтажных работ увеличивается раза в полтора.

ЛОНИИС недавно сертифицировал выпрямители EFORE, и мой приятель занимается их продвижением и техподдержкой. Итак, берем две стойки выпрямителей на 60 и 24 В, в каждой три выпрямительных блока и герметизированные аккумуляторы. Срок поставки обещают 3 недели. Цена в несколько раз меньше, чем на то, что указано в проекте.

Едем на разведку. Из четырех помещений осталось два.

В.Б. ждет меня у Финбана в Форде-Эскорт. В 96 году трасса не такая, как сейчас, но едем быстро. Делюсь своими восторгами по поводу машины. В.Б. отвечает – в Америке это машина для студентов, а у нас командир железнодорожной бригады на УАЗике ездит … На «Эскорте», хоть это и машина для студентов, ему нравится ездить больше.

На станции нас встречает зам ШЧ по связи. Идем осматривать его будущие владения. На первом этаже все помещения уже заняты – на дверях висят листочки или таблички с названиями. Выпрямительную занял таможенный пост, в аккумуляторной уже стоит мебель. Ее заняла коммерческая фирма (помню даже ее рекламу с окорочками). Впрочем, может быть и наоборот.

Наши помещения на втором этаже свободны – осматриваем линейно-аппаратный зал и комнату АТС. Вешаем на двери листы бумаги - содержания примерно такого «кто покусится на это помещение, тому не будет счастья и, главное, телефона».

Из ЛАЗ есть несколько каналов в полуподвал – там технические помещения, в том числе СЦБ – они уже привезли и даже начали монтировать оборудование. Кабельный колодец уже есть и ввод из него сделан.

Мой план одобрен, за исключением замены 12-канальных систем на DSL. Насчет систем передачи, диспетчерской и оперативной связи я могу больше не беспокоиться - местные связисты помогут.

Совещание и решающий аргумент: в аккумуляторной окорочка, в выпрямительной таможенный пост.

В один прекрасный день в самом конце мая нас с В.Б. ждут на совещание в дирекции связи (не помню точно, может тогда и по другому называлось) Октябрьской железной дороги.

Начинаю с электропитания – радостно рассказываю, как здорово мы все придумали, сколько денег сэкономим, как рады будут связисты …

Первая реакция на мой доклад – есть проект, по нему и делай, тут тебе не там и там не тут… Захожу на второй заход – у моих оппонентов остается только один аргумент: у нас железная дорога, все должно быть надежно – а раз этого не понимаете, то и делать на наших объектах нечего. Не знаю, что ответить - дискуссию о принципах надежности технических систем затевать не имеет смысла.

Тут вступил в диалог мой генподрядчик, и сообщил, что до 1 июня нужно освободить помещения выпрямительной и аккумуляторной, иначе вовремя работы не сдадим. Главный связист, который в дискуссии участия практически не принимал, предложил перейти к следующему вопросу. Участники совещания неожиданно интерес к обсуждению потеряли и все закончилось очень быстро.

ЭПИЛОГ

Станцию успешно и вовремя сдали, как и положено, с присутствием высоких гостей и банкетом. Я тоже там был в этот день, наблюдал издалека, но в заключительной части праздника участие принял.

Заземление, как источник опасных перенапряжений или ... сиди в своем вагоне и не вылезай

Все, что удалось в проекте заменить, было установлено и готово к работе в июле. В августе мы монтировали оборудование ВОЛС для «Раскома». А в сентябре пришли контейнеры , там были и стойки систем передач, и оборудование диспетчерской и технологической связи.

На таких совещаниях я был еще не раз, и все они в какой-то мере носили ритуальный характер. И уже самому приходилось находить решающие аргументы, А тогда, в 1996 году, В.Б. провел для меня мастер-класс.

Это мой личный блог. Чем я и мои коллеги занимаемся сейчас;

сайт commeng.ru блоги ЭЛЕКТРИК И СВЯЗИСТ ЭТО СИЛА COMMENG CLEAN ROOM