Периодически (2 раза в год) анализирую личные данные по количеству детей в моих классах, которым при соответствующем прохождении ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) было бы рекомендовано обучение в коррекционной школе или было бы зафиксированы различные психические отклонения, отражающиеся в их познавательной деятельности: дислексию, дисграфию, дизорфографию, дискалькулию, диспраксию, СДВ или СДВГ, общие отклонения познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, запоминания, мышления. За рубежом дислексия является более общим понятием, чем в России. Я лично считаю, что нарушения речи нужно отличать от, например, дискалькулии. В моей практике было не раз зафиксированы случаи, когда у ребенка не было никаких проблем с речью, но были проблемы с памятью, чтением, счетом и прочие отклонениями.
Хочу сразу заявить, что психические отклонения не следует записываться в некие психические заболевания или расстройства. Между этими понятиями есть связь. Говоря об отклонениях, разумнее считать их как некий начальный период возможного развития заболевания или расстройства, это, как бы, их проявления, которые могут сигнализировать о серьезных проблемах развития ребенка, первоначально с точки зрения обучения и воспитания.
В школах для решения этих проблем введены ставки школьных психологов, в задачах которых стоит своевременная диагностика и профилактики данных психических отклонений. как правило, по обращению к ним учителей или родителей детей. Но реалии школьной жизни показывает, что:
1. высоко количество детей на одного школьного психолога
2. наличие множества различных инструкций сверху, которые должен выполнять школьный психолог
3. часто квалификация многих школьных является весьма низкой (иначе говоря качество образования этих психологов оставляет желать лучшего)
4. отсутствие специальной подготовки по решению вышеуказанных проблем
5. отсутствие специальных тестов, методик по исправлению данных психических отклонений детей
6. низкое оценивание роли этих психических отклонений со стороны руководства образования различного уровня в виду их низкой подготовки по данному вопросу и даже полного отсутствия понимания этого вопроса.
Часто родители впадают в тупик, не зная что делать с детьми. Отчасти первопричиной этих отклонений являются сами родители. А вот их изменить весьма проблематично. И зачастую даже профессиональные психологи просто устраняются от работы с такими родителями детей. Потому что для быстрой и эффективной ликвидации данных отклонений психологу, педагогу необходимо обучить, прежде всего родителей, которые и будут претворять все рекомендации в жизнь. Лично я, как мне было порой не жаль, просто расторгал отношения с такими родителями, которые просто не понимали того, что первопричиной развития отклонения у ребенка являлись они сами. Это трудно им признать.
Нужно понимать, что имеются 2 первопричины появления психических отклонений у ребенка: генетическое (генетическая предрасположенность) и приобретенное отклонение. В случае генетической предрасположенности ( речь идет о наличие в роду соответствующих психических заболеваний, расстройств, которые порой через поколения могут проявиться у детей) речь идет часто о медицинском лечении. И проведение ПМПК является обязательным, как правило, с дальнейшими рекомендациями о переводе ребенка в коррекционное образовательное учреждение. Но чаще приходится сталкиваться с приобретенным отклонением. Обычно первопричиной данных отклонений является перенесение сильного стресса: эмоциональные переживания личного или семейного (социального) характера, перенесенные заболевания, физические травмы (психические травмы являются следствие эмоциональных переживаний). При ПМПК таких детей подразделяют на 8 типов, но я в этой статье буду обсуждать только 7 (с задержкой психического развития ЗПР) и 8 тип (умственная отсталость).
Нужно отметить, что определение психических отклонений, серьезно влияющих на получение качественного образования детей, в официальной психологии стало рассматриваться сравнительно недавно и уделялось крайне мало внимания. Развивающая научная дисциплина дефектология еще не определилась с методикой искоренения данных отклонений, как их первопричиной. Обычная практика это направление к психологам, психотерапевтам, дефектологам или логопедам. Мои наблюдения и заявления, обращавшихся ко мне, родителей, что эти платные услуги ни к какому результату не привели. Объяснение просто: эти специалисты, как правило, находящиеся в возрасте просто дефектологию познания в институте не изучали, а сама дефектология в этом направлении еще не имеет не то чтобы серьезных разработок, а даже не сформировала общий подход в определении этой проблемы. А потому специалистов нет, кроме как хорошо думающих специалистов, практикующихся и добивающихся хороших результатов по решению данной проблемы.
Я уже давно рассматриваю различных психические отклонения именно по причинам их приобретения людьми: врожденные (генетическая обусловленность) и приобретенные. Если, например, рассмотреть аутизм, то до сих пор нет четкого определения влияние на его развитие со стороны генетических отклонений или приобретенных вследствие перенесенных заболеваний, которые негативно воздействовали на головной мозг, или использование медицинских препаратов. Рассматривается и воздействие экологического фактора. Но тем не менее, на сегодня остается фактом то, что в последние десятилетия наблюдается рост количества, например, аутизма у детей.
И, аналогично, наукой пока не определена такая активность распространения психических отклонений у детей. Лишь некоторые педагоги пытаются разрабатывать методики, которые могли бы противостоять данной проблеме.
Мой и анализ моих друзей и учеников показывает, что процент детей, имеющих психическое отклонение, растет с каждым годом. Как учитель предметник, я могу фиксировать таких детей на уроках математики, то есть на предмете, который проводится ежедневно. Школьные психологи давали мне свои данные в целом по школе, но когда я соотносил их данные по каждому конкретному классу, то получалось, что они некоторых просто не учитывали. А это занижало общий процент. И тем не менее, на выборке где-то 1000 детей по разным городских школам я вышел, что с отклонениями их 10-15%. Учителя, я даже уверен, подтвердят, что буквально в каждом классе есть очень 3-4 слабых учеников по различным причинам, а это и есть примерно 10-15%. Этим детям требуется индивидуальное обучение. А как это организовать? Учителей на обычных детей не хватает, а здесь особо подготовленные учителя нужны, которых в буквальном смысле нет. И немаловажным является то, что, сколько будет такой специалист получать? По душевое финансирование образовательных учреждений – это принципиально новый способ формирования их бюджета. Любой школе средства теперь выделяются с учетом того, сколько детей в ней учатся. А при этом, за индивидуальное обучение высококлассный специалист за 30 часов будет получать примерно в месяц рублей тысячу максимум. А учителю при его высокой загруженности некогда заниматься индивидуально. Максимум что он может потратить на уроке - 2 минуты на ученика. А что вы хотите, если их у него 30, а урок 45 минут? Других детей также нужно учить. Не могу не заметить, что бывают родители, которые просили и даже настаивали на то, чтобы я на их ребенка уделили больше внимания. Уделяю столько, сколько позволяет урок. И то не каждом уроке. А после уроков мне некогда – это раз, а два – мне нельзя заниматься с детьми после уроков без соответствующего разрешения (если быть принципиальным с точки зрения закона - это относится любителям их "законных прав").
И вот такие дети сидят на уроках. На ПМПК их направить без согласия родителей нельзя. На внутри школьный контроль поставить тоже не просто. Вынудить родителей прохождение ПМПК может оставление их ребенка на второй год в виду не усвоения им школьной программы средней школы. Но так тогда произойдет цепная реакция необразованных в этом вопросе руководителей образования различных уровней: от завуча до регионального министра. И пойдут реплики: учитель ставит двойку себе, так как не мог научить. Я обычно отвечаю таким авторам реплик: возьмите и учите их сами, а я потом посмотрю на вас, неучи.
В результате эти «умники» придумали «гуманную инклюзию» во имя достижения «демократических ценностей», чтобы образование было равнодоступно всем в социальном обществе. Что же вы не сделаете равнодоступность к богатствам страны всех граждан страны, а только избранным, отдавая им и активы, и подряды, и деньги, хотя бы в виде высоких зарплат? Сечин с Миллером работают в тысячи раз больше меня? И даже сотни раз больше президента страны, который их на эти должности и поставил?
А то, что эти дети часто находятся в изоляции от основной массы обычных детей – это способствует социализации? А то, что их оскорбляют, невольно провоцируя на асоциальные поступки? А то, что эти дети мешают учиться, отвлекают других нормальных детей от учебного процесса, мешают учителю вести урок? А это значит, что эти дети могут негуманно относиться к другим членам общества?
И вот мы не развиваем таких «особенных детей», доводим кое-как до окончания 9 класса и всё. Продолжаем мучиться из года в год со следующими подобными. И учителям уже недосуг думать о своих выпускниках – новые заняли всё их время…
Продолжение следует
Пишите в комментариях свои мысли по этому поводу, подписывайтесь на мой канал - дальше будет еще интереснее.