В этом материале перечень городов бывшего СССР, где работают трамваи на узкой колее. Стандартной колеей трамваев в городах бывшего СССР является колея 1524 мм, особо широкое развитие она получила во времена СССР, когда множество систем с узкой колеей были перешиты на стандартную советскую колею, например, Одесса, Тверь, Астрахань, Владивосток, Владикавказ, Орел, Смоленск, Харьков, Николаев и др. В ряде городов бывшего СССР трамвайные хозяйства узкой колеи были ликвидированы, среди них Выборг, Черновцы, Кишинев, Симферополь и даже город Старая Русса.
Среди трамвайных городов бывшего СССР имеются два города, где колея отличная от других систем. Одна система города Ростова-на-Дону имеет колею 1435 мм, это, конечно, уже, нежели колея 1524 мм, но едва ли ее можно отнести к узкоколейной, ведь 1435 мм стандартная европейская широкая колея для железных дорог и трамвайных систем. Ее использует и ряд иных государств вне Европы. Но в России лишь один город имеет ширину трамвайных путей 1435 мм.
А вот еще одна трамвайная сеть бывшего СССР – таллиннская хоть и имеет нестандартную ширину путей, но ее можно отнести к узкоколейным. Трамваи бегают в столице современной Эстонии по путям шириной 1067 мм. Таллинский рельсовый городской транспорт начал историю со времен Российской империи в виде конки, с 1916 года был запущен паровой трамвай и лишь в 1925 году во времена первой Эстонской республики пошел электрический трамвай.
Еще восемь трамвайных систем бывшего СССР имеют узкую колею в 1000 мм.
В России сохранились следующие узкоколейные системы:
Пятигорск. Система открыта до революции в 1903 году. В послевоенные годы линии строились с широкими междупутьями в расчете на последующую перешивку на стандартную колею, которая значилась в планах. В Пятигорск даже поступали обычные ширококолейные вагоны «Татра» Т-3, в которых кузова были установлены на метровые тележки. Это было сделано с той целью, что в случае перешивки на широкую колею, вагоны можно было бы продолжить эксплуатировать, лишь заменив тележки. Но не срослось, пятигорский трамвай сохранил собственную уникальность, ныне он единственный на Кавказе с узкой колеей.
Калининград. Система была открыта в 1895 году, город именовался в те годы Кенигсберг, был частью Восточной Пруссии. И лишь после Великой Отечественной войны стал частью СССР. Калининградский трамвай один из старейших в бывшем СССР и самый старый среди хозяйств современной России, но его появление это скорее история Германии, нежели России. От немцев сохранилась и узкая колея в городе. Увы, в наши годы трамвай сдал и от былой системы остался единственный маршрут, впрочем, есть планы восстановить движение еще по одному маршруту.
После распада СССР с 1992 по начало 2014 года трамваи Пятигорска и Калининграда были единственными узкоколейными в России. С 2014 года из-за произошедших политических изменений таких систем в современной РФ стало больше.
С 2014 года бывшая российская, позднее советская и украинская, Евпатория вновь оказалась под контролем России. Трамвай в Евпатории существует со времен Российской империи, с 1914 года. Ныне это единственная действующая система трамвая в Крыму. Особенностью ее является использование в работе последних двухосных вагонов марки «Гота» на пространстве всего бывшего СССР. Впрочем, в обозримом будущем обещают обновление трамвайного парка отечественными вагонами 71-411. Хотелось бы верить, что несколько трамваев «Гота» будет сохранено, ведь это своеобразная изюминка города.
Недалеко от Евпатории имеется село Молочное. Там существовало вероятно самое маленькое трамвайное хозяйство бывшего СССР, да и еще на метровой колее. Хозяйство было также одним из самых молодых, было пущено в 1989 году. Трамвай работал в курортный сезон для доставки отдыхающих к пляжу. Увы, последние несколько лет система не работает и постепенно разбирается.
В Латвии имеется одна система с путями шириной 1000 мм. Это город Лиепая. До революции город носил название Либава, трамвайное движение было открыто во времена Российской империи в 1899 году. Ныне сохраняется один маршрут. Зато вагонный парк активно обновляется новыми хорватскими трамваями «Кончар».
Еще три узкоколейные трамвайные системы имеются на территории современной Украины. Две из них были открыты во времена Российской империи - Житомир (1899) и Винница (1913). Львовский же трамвай начал свою историю с 1894 года, является старейшим на территории современной Украины, существовал во времена Австро-Венгерской империи, Польши, СССР и ныне Украины. Трамвай в Житомире сократился до одного маршрута, а вот Винница и Львов сохранили разветвленную сеть. Более того в последние годы сети Винницы и Львова даже расширились. Метровая колея в Виннице позволила иметь и уникальный для постсоветского пространства подвижной состав – бывшие швейцарские вагоны «Мираж» и «Карпфен». Львов также не брезгует подержанной техникой из Европы, там работают модернизированные в Германии вагоны «Татра» КТ-4D чехословацкого производства.
Как видно из материала узкоколейные хозяйства в небольшом количестве сохранились лишь в Европейской части бывшего СССР.
Кстати, узкую колею (1000) мм имеет и трамвай Хельсинки, движение электрического трамвая в городе под прежним названием Гельсинфорс было открыто в 1900 году, когда город был частью России.
А вот в также бывшей российской Варшаве произошло интересное событие в 20 веке, там, напротив, поэтапно длительное время перешивали колею местного трамвая с российских 1524 мм на европейские 1435 мм.
Канал «ПАНТОГРАФ».
Другие материалы канала об общественном транспорте:
Сколько всего сохранилось трамвайных вагонов модели КТМ-1
Необычное транспортное средство, производства троллейбусного завода в Энгельсе
Гибрид грузовика и автобуса