Найти в Дзене

Интересные факты о свадьбе последнего императора России

Оглавление

Во вчерашнем видео, посвященном выставке «Придворный костюм», мы рассматривали великолепное подвенечное платье последней русской императрицы, Александры Федоровны, картину работы Туксена, на которой изображена сама церемония бракосочетания, и мне показалось нелишним немного освежить в памяти исторические факты, связанные с этим событием.

1. Свадьба сразу после похорон

Император Александр Третий, отец Николая Второго, был человеком необычайной физической силы и, как казалось, отменного здоровья, а вот умер рано – в 49 лет. Виной тому – прогрессирующая болезнь почек, нефрит. Когда стало ясно, что трон вот-вот перейдет к Николаю, Александр решил, что сына необходимо срочно женить для того, чтобы тот мог найти поддержку в семье, но все же при жизни Александра сделать этого то ли не успели, то ли не решались.

После смерти царя полагался годичный траур, но выдержать год без любимой Аликс Николай не мог, а потому посчитал допустимым, прервав траур на один день, провести церемонию венчания через неделю после похорон отца, 14 ноября 1894 года. Таким образом, иностранные гости и родственники, приехавшие на прощание с Александром, не уезжая из Петербурга, посетили и свадьбу нового царя.

Листайте галерею:

2. Царственные Ромео и Джульетта

Нет, конечно до таких крайностей, как у Монтекки и Капулетти, дело не доходило, но было известно, что Александр Третий очень недолюбливал пассию сына, Алису Гессен-Дармштадтскую, и согласился на этот союз только в той крайней ситуации, в какой все оказались из-за его болезни.

Николай полюбил Аликс, когда ей было 12 лет, а ему – 16, и с момента ее совершеннолетия не раз заводил с отцом разговоры о женитьбе, но Александр был непреклонен – выбор сына его мало радовал: невестка происходила из не особенно знатного рода, к тому же он знал о гемофилии, наследственной болезни, носителем которой была Алиса.

«Ты – наследник Российского престола, ты обручен с Россией, а жену мы еще успеем найти», - говорил сыну император.

С другой стороны, не очень-то одобряла выбор внучки и английская королева Виктория, которая воспитывала девочку после смерти отца.

3. Медовый месяц – никогда и всю жизнь

В условиях траура сама церемония венчания и то была воспринята как вызов, поэтому ни о свадебном путешествии, ни о медовом месяце не могло быть и речи, лишь через неделю после свадьбы они уединились на пять дней в Александровском дворце Царского Села.

Однако все приближенные к семье, и в их числе генерал А.А. Мосолов, начальник канцелярии Министра Двора, отмечали необыкновенные отношения царственных супругов, продлившиеся до конца их дней:

«Николай II не только любил жену, он был в нее положительно влюблен, даже с легким оттенком ревности к вещам, к занятиям и людям, отвлекающим ее внимание от него» («При дворе последнего императора». Книга воспоминаний).

4. Свадебный наряд невесты

Свадебное платье для невесты срочно шили в Петербурге. Как того требовала традиция, в день свадьбы невесту одевали в Малахитовом зале Зимнего дворца перед знаменитым золотым зеркалом императрицы Анны Иоанновны.

Платье оказалось таким тяжелым, что Александра Федоровна с большим трудом выдержала длинную церемонию.

Французский писатель Анри Труайа, роман «Николай Второй»:

«Утром 14 ноября Николай облачился в красный мундир гусарского полковника с золоченым галуном на плече. На Александре было платье из белого шелка, расшитое серебряными цветами, и мантия из золотой парчи, шлейф которой несли пять камергеров, а голову ее венчала императорская диадема, украшенная бриллиантами. В этом убранстве она блистала хрупкой и чистой красотой».
фрагмент картины Туксена. Фото автора
фрагмент картины Туксена. Фото автора

Вот эту-то диадему Александра Федоровна получила «по наследству» от сестры, великой княгини Елизаветы Федоровны, – дело в том, что за десять лет до бракосочетания Николая и Александры Елизавета Федоровна выходила замуж за великого князя Сергея Александровича, и к этому дню была изготовлена корона, которая впоследствии стала передаваться для венчания всем царственным особам.

Бархатный каркас этой драгоценности украшен бриллиантами, которые первоначально предназначались для камзола и кафтана императора Павла Первого. После революции 1917 года корона всплыла на аукционе в Лондоне, затем несколько раз меняла владельцев.

В настоящее время венчальная корона династии Романовых находится в американском музее Хиллвуд.

Теперь, когда мы знаем о трагическом конце семьи Романовых, создается впечатление, что сама судьба ставила палки в колеса, препятствуя их союзу: и немыслимая история свадьбы у гроба отца – «и башмаков еще не износила», и стойкое противление родителей Николая его выбору невесты, и даже бриллиантовые пуговицы Павла Первого – как будто бы кто прикоснется к ним, тот погибнет. И ведь, впрямь – и император Павел, и погибший от рук террориста Каляева Сергей Александрович, его жена, закончившая свои дни в шахте Алапаевска, семья последнего Российского императора – есть в этом что-то мистическое.

И тем более поражает, как могли сохраниться все эти вещи – бархатная туфелька, кружевной носовой платок, шелковый веер с незабудками – в условиях, когда исчезали империи.

#выставки рт #история рт

Видеоматериал с выставки смотрите здесь:

Придворные костюмы из собрания Эрмитажа - выставка в Москве

Подвенечное платье последней императрицы: выставка в Москве