Во вчерашнем видео, посвященном выставке «Придворный костюм», мы рассматривали великолепное подвенечное платье последней русской императрицы, Александры Федоровны, картину работы Туксена, на которой изображена сама церемония бракосочетания, и мне показалось нелишним немного освежить в памяти исторические факты, связанные с этим событием.
1. Свадьба сразу после похорон
Император Александр Третий, отец Николая Второго, был человеком необычайной физической силы и, как казалось, отменного здоровья, а вот умер рано – в 49 лет. Виной тому – прогрессирующая болезнь почек, нефрит. Когда стало ясно, что трон вот-вот перейдет к Николаю, Александр решил, что сына необходимо срочно женить для того, чтобы тот мог найти поддержку в семье, но все же при жизни Александра сделать этого то ли не успели, то ли не решались.
После смерти царя полагался годичный траур, но выдержать год без любимой Аликс Николай не мог, а потому посчитал допустимым, прервав траур на один день, провести церемонию венчания через неделю после похорон отца, 14 ноября 1894 года. Таким образом, иностранные гости и родственники, приехавшие на прощание с Александром, не уезжая из Петербурга, посетили и свадьбу нового царя.
Листайте галерею:
2. Царственные Ромео и Джульетта
Нет, конечно до таких крайностей, как у Монтекки и Капулетти, дело не доходило, но было известно, что Александр Третий очень недолюбливал пассию сына, Алису Гессен-Дармштадтскую, и согласился на этот союз только в той крайней ситуации, в какой все оказались из-за его болезни.
Николай полюбил Аликс, когда ей было 12 лет, а ему – 16, и с момента ее совершеннолетия не раз заводил с отцом разговоры о женитьбе, но Александр был непреклонен – выбор сына его мало радовал: невестка происходила из не особенно знатного рода, к тому же он знал о гемофилии, наследственной болезни, носителем которой была Алиса.
«Ты – наследник Российского престола, ты обручен с Россией, а жену мы еще успеем найти», - говорил сыну император.
С другой стороны, не очень-то одобряла выбор внучки и английская королева Виктория, которая воспитывала девочку после смерти отца.
3. Медовый месяц – никогда и всю жизнь
В условиях траура сама церемония венчания и то была воспринята как вызов, поэтому ни о свадебном путешествии, ни о медовом месяце не могло быть и речи, лишь через неделю после свадьбы они уединились на пять дней в Александровском дворце Царского Села.
Однако все приближенные к семье, и в их числе генерал А.А. Мосолов, начальник канцелярии Министра Двора, отмечали необыкновенные отношения царственных супругов, продлившиеся до конца их дней:
«Николай II не только любил жену, он был в нее положительно влюблен, даже с легким оттенком ревности к вещам, к занятиям и людям, отвлекающим ее внимание от него» («При дворе последнего императора». Книга воспоминаний).
4. Свадебный наряд невесты
Свадебное платье для невесты срочно шили в Петербурге. Как того требовала традиция, в день свадьбы невесту одевали в Малахитовом зале Зимнего дворца перед знаменитым золотым зеркалом императрицы Анны Иоанновны.
Платье оказалось таким тяжелым, что Александра Федоровна с большим трудом выдержала длинную церемонию.
Французский писатель Анри Труайа, роман «Николай Второй»:
«Утром 14 ноября Николай облачился в красный мундир гусарского полковника с золоченым галуном на плече. На Александре было платье из белого шелка, расшитое серебряными цветами, и мантия из золотой парчи, шлейф которой несли пять камергеров, а голову ее венчала императорская диадема, украшенная бриллиантами. В этом убранстве она блистала хрупкой и чистой красотой».
Вот эту-то диадему Александра Федоровна получила «по наследству» от сестры, великой княгини Елизаветы Федоровны, – дело в том, что за десять лет до бракосочетания Николая и Александры Елизавета Федоровна выходила замуж за великого князя Сергея Александровича, и к этому дню была изготовлена корона, которая впоследствии стала передаваться для венчания всем царственным особам.
Бархатный каркас этой драгоценности украшен бриллиантами, которые первоначально предназначались для камзола и кафтана императора Павла Первого. После революции 1917 года корона всплыла на аукционе в Лондоне, затем несколько раз меняла владельцев.
В настоящее время венчальная корона династии Романовых находится в американском музее Хиллвуд.
Теперь, когда мы знаем о трагическом конце семьи Романовых, создается впечатление, что сама судьба ставила палки в колеса, препятствуя их союзу: и немыслимая история свадьбы у гроба отца – «и башмаков еще не износила», и стойкое противление родителей Николая его выбору невесты, и даже бриллиантовые пуговицы Павла Первого – как будто бы кто прикоснется к ним, тот погибнет. И ведь, впрямь – и император Павел, и погибший от рук террориста Каляева Сергей Александрович, его жена, закончившая свои дни в шахте Алапаевска, семья последнего Российского императора – есть в этом что-то мистическое.
И тем более поражает, как могли сохраниться все эти вещи – бархатная туфелька, кружевной носовой платок, шелковый веер с незабудками – в условиях, когда исчезали империи.
#выставки рт #история рт
Видеоматериал с выставки смотрите здесь:
Придворные костюмы из собрания Эрмитажа - выставка в Москве
Подвенечное платье последней императрицы: выставка в Москве