Общепризнан авторитет в исследовании психопатий русского психиатра Петра Борисовича Ганнушкина (1875- 1933). Психопатическими учёный называл такие черты и особенности характера, которые «более или менее определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный уклад свой властный отпечаток, ибо существование в психике того или иного субъекта вообще каких-либо отдельных элементарных неправильностей и уклонений ешё не даёт основания причислять его к психопатам».
Ганнушкин разработал интересную и подробную классификацию психопатий. Знакомство с ней весьма занимательно и полезно, поскольку даёт представление не только об отклонениях, но и о типажах психически здоровых людей. Когда какие-то характерные черты выражены мягко, они представляют собой естественные психологические особенности, отличающие одного человека от других.
Вот характеристики, данные Ганнушкиным некоторым типам психопатий.
- Астенический тип сочетает в себе раздражительность, повышенную впечатлительность и чувствительность с сильной психической истощаемостью и утомляемостью. У астеников обычно снижена самооценка, они живут с ощущением своей неполноценности, но вместе с тем болезненно самолюбивы и легкоранимы. Люди-«мимозы» чутко реагируют на отношение к ним окружающих, болезненно переживают малейшую бестактность. Их настроение, как правило, понижено, они всем недовольны, но не злятся, а скорее брюзжат. После вспышек гнева они испытывают раскаяние и долго занимаются самобичеванием. Астеники опасаются перемены мест, незнакомых людей и ситуаций - робеют, стесняются, впадают в уныние. Некоторые из них напоминают чеховского «человека в футляре» с его «Как бы чего не вышло!». Типичные астеники плохо переносят сильные раздражители: шум, яркий свет, холод. Именно таким людям больше всего подходит распространённое определение «нервный».
В мягкой форме астения свойственна многим людям умственного труда. Она сочетается с умением глубоко проникать в суть вещей, чувствительностью, душевной тонкостью.
- Психастенический тип в целом похож на предыдущий, но имеет свои особенности. Его называют также тревожно-мнительным. К общей слабости, чувствительности и неуверенности в себе добавляется болезненная склонность к сомнению во всём. Психастенику очень трудно сделать выбор, принять любое, даже незначительное, решение. В его мозгу постоянно крутится «умственная жвачка» сомнений и опасений: он бесконечно анализирует собственные мысли, чувства, поступки и при этом неизменно недоволен собой. Природная деликатность может сочетаться у таких людей с назойливым приставанием к окружающим с извинениями и оправданиями. Психастения, выраженная в смягчённой форме, - это повышенная совестливость, щепетильность в отношениях с людьми, отсутствие самодовольства, уступчивость, склонность брать вину на себя.
- Истерический тип - один из самых ярких. Истероиду особенно важно, что о нём думают окружающие. Он всегда хочет быть в центре внимания, жаждет признания и любви. Поэтому его поведение отличается демонстративностью, стремлением к оригинальности, позёрством. Отсюда безудержные восторги, рыдания, заламывание рук, обмороки и припадки, Истероиды живут чувствами: они очень впечатлительны, любят преувеличивать свои переживания и рассказывать о них окружающим. Это эгоцентричный и инфантильный тип личности. Их детскость и чувствительность могут вызывать симпатию, а непохожесть на других - восхищение. Часто наделённые от природы способностью нравиться и входить в доверие, истероиды могут беззастенчиво использовать поддавшихся их обаянию знакомых в личных целях, а затем «разочаровываются» и оставляют вчерашних близких друзей как отработанный материал. Некоторые истероиды бывают отчаянными фантазерами и лгунами. Ложь их особого свойства: они легко вытесняют из сознания всё нелестное и неприятное для себя и сразу же начинают верить в собственную версию происходящего. Попытка указать на противоречащие их видению факты может обидеть истероида или вызвать искреннее возмущение, но не заставит его посмотреть правде в глаза.
Человек, у которого истероидные черты выражены умеренно, артистичен, чувствителен и обаятелен, спонтанен в самопроявлении и общении. Обычно он со вкусом одет, остроумен, любит игру, импровизацию. У него богатое воображение, творческие способности. Сглаженные истерические черты помогают понимать и быть дипломатичным, располагать к себе окружающих, находить с ними общий язык. Оборотная сторона этих качеств - внушаемость, Подверженность чужому влиянию, непоследовательность.
Перечисленные свойства тесно связаны с тем, что принято понимать под женственностью и что делает женщин привлекательными в глазах мужчин. Женщина, начисто лишённая оттенка истероидности, может быть несколько мужеподобна, а мужчина, совсем не имеющий истероидных черт, воспринимается как лишённый всякого обаяния бесчувственный «чурбан».
- Возбудимый эпилептоидный тип постоянно находится в напряжении и крайне раздражителен. Легко впадает Из-за неуправляемости агрессивности и склонности к аффектам он способен даже на убийство. Эпилептоид - редкий эгоист. Предъявляет повышенные требования к окружающим, однако сам не желает считаться с людьми: неуживчив, упрям, обидчив и подозрителен, любит проявлять власть. Ему свойственны резкие переходы в общении от фальшивого подобострастия, сладкой угодливости и ласковости к безудержной, грубой агрессии. Часто он бывает "занудой» -тугоподвижным и обстоятельным аккуратистом. Педантизм его может выражаться в отношении к одежде, в поддержании скрупулёзного порядка в доме. Образцовые хозяйки из телерекламы, теряющие душевный покой из-за малейшего пятнышка на раковине, проявляют именно эпилептоидные черты.
Однако и в характере эпилептоида есть положительные стороны. Часто эти люди необыкновенно преданны родным, на которых словно не распространяются эгоизм и агрессивность. Если человеку такого типа приходится ухаживать за больным (особенно родственником), он превращается в непревзойдённую сестру милосердия. С удовольствием и удивительным терпением выполняет все необходимые процедуры, не брезгуя самой грязной и тяжёлой работой, только бы подопечному это шло на пользу.
- Паранойяльный тип склонен к формированию сверхценных идей определяющих всё его поведение. Он подозрителен и враждебен к людям, угрюм, злопамятен, часто одержим манией преследования. Кроме того, высокомерен, прямолинеен и конфликтен, бескомпромиссен, жесток, патологически ревнив. У параноика крайняя степень эгоцентризма - вся окружающая действительность интересует его лишь постольку, поскольку касается его самого и его целей. У людей этого типа довольно узкий кругозор, одностороннее «застревающее» мышление, нет чувства юмора (или оно извращено). Им свойственны состояние аффекта и стремление к реализации своих целей любой ценой, что в их глазах совершенно оправданно. Присуще им и безудержное стремление к власти. Получив её, они становятся страшными тиранами (Иван Грозный, Ленин, Сталин, Гитлер). Следуя лозунгу «Цель оправдывает средства», параноик готов идти по головам всех, кто стоит (или ему кажется, что стоит) на его пути. При этом жестокость объясняется высшими соображениями. «Нам приходится держать мечту за крылья, Алексей Максимович!» -ответил как-то Ленин на резкое замечание Горького о массовых расстрелах.
В смягчённой форме паранойяльный характер отличается настойчивостью и последовательностью в достижении целей - ему не занимать силы воли, на недостаток которой сетуют многие люди. Человеку с такими чертами свойственно стремление быть первым, он упрям, жёсток, отличается ригидностью (негибкостью) мышления и поведения. Много паранойяльных черт содержит идеал предпринимателя. Главное для него - карьера, и вся жизнь подчинена стремлению достичь успеха, высокого общественного статуса, получить власть, доказать, кто он такой. Он готов пройти по головам и уверен, что так и нужно поступать ради дела. Для подобного человека вся жизнь — борьба, а окружающие - конкуренты, соперники, недоброжелатели.
- Шизоидный тип замкнут, отчуждён от окружающих, оторван от реальности, живёт в мире собственных идей и фантазий. В поступках, чувствах непредсказуем и парадоксален, слывёт чудаком. Восприимчивый и ранимый, когда дело касается его самого, по отношению к другим бывает холодным, чёрствым, неспособным к сочувствию. Устанавливать контакты с людьми ему трудно (и неинтересно). Шизоиды, как правило, беспомощны в житейских вопросах, однако могут проявлять настойчивость и последовательность при достижении значимых для себя целей. Они равнодушны к проблемам и страданиям своих близких, зато способны на самопожертвование «Во благо человечества».
Люди шизоидного типа склонны строить сложные теоретические конструкции даже по самому простому вопросу, заменяют рассуждениями чувства и переживания. Подобного рода неуместное умствование называют рассуждательством или резонёрством. Мышление шизоида оригинально, воображение богато; нередко такие люди обладают художественным даром, становятся учёными и философами — из тех, о ком говорят: «немного не от мира сего».
«Мягкий» шизоид - человек самобытный, тонкий и умный. У него всегда есть собственный взгляд на мир. Он интеллектуал с богатой интуицией (которая не распространяется, однако, на область человеческих отношений, как у истероидов). С таким собеседником интересно поговорить на отвлечённые темы, но не стоит открывать ему душу - скорее всего, никакого сердечного отклика не последует.
- Неустойчивый тип склонен подчиняться внешним воздействиям. Слабовольные, бесхарактерные, внушаемые, эти люди плывут по течению, идут на поводу у обстоятельств, а не слушаются собственных побуждений и не стремятся к достижению поставленных целей. В одиночестве им скучно — постоянно требуются дополнительные стимулы и развлечения. Они несобраны и переменчивы — любое занятие им вскоре надоедает, к тому же нуждаются в неусыпном контроле, подбадривании и дисциплинарном «кнуте». Они не имеют собственных твердых убеждений и легко подпадают под влияние авторитарных лидеров. Классический пример — «Зять мой Мижуев», который неизменно сопровождал гоголевского Ноздрёва. Именно люди подобного типа чаше других становятся наркоманами и алкоголиками, а также участниками групповых преступлений.
Конечно, люди редко соответствуют какому-то типу в чистом виде. Чаще в них уживаются свойства разных типов. Результатом может стать гремучая смесь — ешё более тяжёлый вариант, чем классический типаж, или, напротив, смягчение крайних проявлений Психопатии.