В Средние века считалось, что евангелист Лука был первым иконописцем, что именно он первым запечатлел образ Богоматери с Младенцем Христом. Вот как представляли себе этот факт люди, например, XV века:
Как вы помните, средневековая экономика делилась на объединения ремесленников – цеха и гильдии. Городские художники относились к ремесленникам и объединялись в гильдию св.Луки. Сейчас и экономика, и художественная жизнь Европы устроены совсем на иных принципах.
В России до сих пор есть люди, уверенные, что как минимум Владимирскую и Тихвинскую иконы написал сам Лука.
Увы, всё это не более, чем благочестивый миф. Апостола Луку записали в авторы богородичных икон потому, что в его евангелии содержится больше всего сведений о Божьей Матери. Но это «икона» словесная. И потому в этой части он «иконописец», однако, надо отдавать себе отчёт во всей условности этого термина в данном случае. Вы можете сказать: «А почему бы Луке не быть ещё и художником? Что в этом невероятного?»
Ответ в том, что если бы апостол Лука действительно писал бы иконы Божьей Матери, то они выглядели примерно так
Или так
Так что, при всём уважении к преданиям, традициям и предкам, вот эта вот чудесная икона (и святыня Русской земли)
ну никак не могла быть написана апостолом Лукой, что нисколько не умаляет её ценность. Великие произведения не нуждаются в фальшивых родословных, а настоящая вера в благочестивых баснях.