Найти тему

Если бы Лука писал иконы

В Средние века считалось, что евангелист Лука был первым иконописцем, что именно он первым запечатлел образ Богоматери с Младенцем Христом. Вот как представляли себе этот факт люди, например, XV века:

Евангелист Лука, пишущий образ Божьей Матери. Православная икона XV века. Музей икон Рекклингхаузен (Германия)
Евангелист Лука, пишущий образ Божьей Матери. Православная икона XV века. Музей икон Рекклингхаузен (Германия)
Рогир ван дер Вейден. Евангелист Лука, пишущий Мадонну. 1440. Музей изящных искусств Бостон (США)
Рогир ван дер Вейден. Евангелист Лука, пишущий Мадонну. 1440. Музей изящных искусств Бостон (США)

Как вы помните, средневековая экономика делилась на объединения ремесленников – цеха и гильдии. Городские художники относились к ремесленникам и объединялись в гильдию св.Луки. Сейчас и экономика, и художественная жизнь Европы устроены совсем на иных принципах.

В России до сих пор есть люди, уверенные, что как минимум Владимирскую и Тихвинскую иконы написал сам Лука.

Увы, всё это не более, чем благочестивый миф. Апостола Луку записали в авторы богородичных икон потому, что в его евангелии содержится больше всего сведений о Божьей Матери. Но это «икона» словесная. И потому в этой части он «иконописец», однако, надо отдавать себе отчёт во всей условности этого термина в данном случае. Вы можете сказать: «А почему бы Луке не быть ещё и художником? Что в этом невероятного?»

Ответ в том, что если бы апостол Лука действительно писал бы иконы Божьей Матери, то они выглядели примерно так

Женщина в фиолетовом хитоне. Портрет из Фаюма (ныне Египет). Ок. II в. н.э. Британский музей Лондон
Женщина в фиолетовом хитоне. Портрет из Фаюма (ныне Египет). Ок. II в. н.э. Британский музей Лондон
Портрет из Фаюма (ныне Египет). Ок. II в. н.э. Шотландский королевский музей, Эдинбург
Портрет из Фаюма (ныне Египет). Ок. II в. н.э. Шотландский королевский музей, Эдинбург

Или так

Портрет Терентиуса Нео и его жены. Помпеи. I в.н.э. Национальный археологический музей Неаполя (Италия)
Портрет Терентиуса Нео и его жены. Помпеи. I в.н.э. Национальный археологический музей Неаполя (Италия)

Так что, при всём уважении к преданиям, традициям и предкам, вот эта вот чудесная икона (и святыня Русской земли)

Икона Божьей Матери Владимирская. Константинопольский мастер первой трети XII века. Государственная Третьяковская галерея
Икона Божьей Матери Владимирская. Константинопольский мастер первой трети XII века. Государственная Третьяковская галерея

ну никак не могла быть написана апостолом Лукой, что нисколько не умаляет её ценность. Великие произведения не нуждаются в фальшивых родословных, а настоящая вера в благочестивых баснях.