Найти тему
МИР (Море История Россия)

Могла ли спасти Севастополь авиация?

Любители «попинать» наше прошлое любят восхвалять немецкого солдата, и принижать советского. Эта точка зрения -абсолютно неверная. Причина гибели севастопольской обороны в другом. Немцы смогли сосредоточить в нужном месте, в нужное время большое количество артиллерии и … авиации. Вторая мировая, стала прообразом современных войн, где многое решает техника и умение ей пользоваться. Как бы мужественно не сражался советский боец, защищавший Севастополь, его усилия были сломлены немецкой авиацией.

А что могла ей противопоставить советская сторона? Ведь в составе 3-й севастопольской авиагруппы была почти сотня самолетов! Да их было меньше, но все равно, это сила!

Да… сила, для того, кто не вникает в суть. Разберем все по полочкам. В составе севастопольской авиагруппы 22 мая числится: 14 самолетов Як-1 (12 в строю), 5 самолетов МиГ-3 (ни одного в строю), 7 стареньких И-16, 11шт. И-153 (в строю 9), 6 самолетов И-15 (в строю половина). Все. Истребителей больше нет. Реально 12 новых истребителей и 19 старых. Как бы там ни расхваливали маневренность «ишаков» и «чаек», самолеты это были старые, изношенные, имевшие скорость вдвое меньшую, чем у немецких машин. Их превосходили по скорости, даже немецкие бомбардировщики. Их и использовали, в основном, не как истребители, а как слабенькие штурмовики. Их победы над немецкими самолетами, -это результат мастерства летчиков, а не качество машины. Машины же севастопольской группы были старыми, латанными-перелатанными, и их скорость была намного ниже паспортной.

«Яки» были новыми, неплохими машинами, но, мы забываем, что и они были наполовину фанерными, что и сказывалось на их прочности. Реальной ударной силой были штурмовики Ил-2, но их в строю, из 12 машин было всего шесть.

Из бомбардировщиков в Севастополе были ДБ-3 (7 самолетов), Пе-2 (7, в строю 4), СБ (2 самолета). Вот, пожалуй, и все боеспособные самолеты. Но если сложить все вместе, никак не наберешь 92 боевых самолета, числившиеся в 3-й авиагруппе. Да, это так, здесь не учтены 13 самолетов МБР-2 (в строю 7), «ночные штурмовики» УТ-1б (8 самолетов), и «ночные бомбардировщики» У-2. Но, можно ли рассматривать их как боевые? Объективно говоря, нет. Это четко показал разгром одной из эскадрилий 23-го ночного бомбардировочного полка, парой немецких истребителей. Что можно сделать на фанерно-бумажном самолете, со скоростью 150 км/ч, против современного истребителя, со скоростью вчетверо большей? Т.е. картина получается та же, что и с артиллерией. Единиц много, но качество явно хромает. Но даже те самолеты , что были, находились в весьма плачевном состоянии. Не хватало моторов.

Для современного читателя, эта проблема покажется странной. Современные двигатели имеют достаточно большой ресурс, но… Жизнь авиационного двигателя во время второй мировой была недолгой. Особенно это касалось советских моторов, изготовленных с низкой точностью и качеством. Во время 3-го штурма, севастопольская авиагруппа за сутки, суммарно, вырабатывала ресурс 1-1,5 двигателей.

Мы уже выяснили, что зенитные средства оказались не готовы к отражению длительного штурма. Но, самолеты, это мобильные средства ведения войны. Их достоинство в том, что их можно перебросить на нужный участок достаточно быстро. Почему же это не было сделано? Неужели Ставка не могла перебросить современные истребители, уничтожить армаду 8-го воздушного корпуса и…

Могла. И перебрасывала. Днем 30 мая на аэродром Херсонесский маяк перелетели из Анапы семь Як-1 247-го истребительного авиаполка 5-й воздушной армии. Флот тоже перебросил часть авиации, прилетели два СБ и по одному ДБ-3 и Пе-2 от 5-го гвардейского и 40-го авиаполков. Но противник уничтожал самолеты быстрее, чем они прибывали: Уже 1 июня при бомбардировке оказались уничтожены два ДБ-3 и «як» 247-го авиаполка, повреждены два ДБ-3, два СБ и один И-16. В воздушном бою были сбиты еще три самолета. 29 мая один Як-1, два ДБ-3 и один У-26 повреждены артогнем

Днем3-го июня с Кавказа на Херсонесский маяк должны были перелететь девять ЛаГГ-3 и два Як-1 из состава 9-го авиаполка ВВС ЧФ. На подходе к Севастополю, летчикам пришлось принять бой, имея, после длительного перелета совсем мало бензина в баке. Взлетевшие с аэродрома для прикрытия шесть «Яков», связать боем немцев, имевших численное превосходство, не смогли. В результате сбиты 3 ЛаГГ-3 и один «Як-1».

7.июня из Анапы на Херсонесский маяк перелетели десять Як-1 (1-я эскадрилья 62-го истребительного авиаполка ВВС ЧФ) и три Ил-2. Это позволило немного возместить потери. Численность авиагруппы пока удавалось поддерживать на уровне 90-100 самолетов, но из-за численного превосходства, небо, было все равно немецким. Советские летчики работали с предельным напряжением, отдельные экипажи Ил-2 поднимались в воздух до пяти, а сопровождающих истребителей — до шести раз в день. Сложность была в том, что аэродромы постоянно подвергались ударам.

8-го июня с Кавказа перелетела шестерка И-16, но уже 9 июня массированные удары по аэродромам Херсонесский маяк и Куликово поле. Сгорел находившийся в ремонте «як», повреждения получили два ДБ-3, два Як-1, три И-153, три И-15 и два Пе-2.

В соответствии с приказом маршала Буденного в распоряжение командования СОРа выделялся 45-й иап, вооруженный истребителями Як-1. Его первую эскадрилью вечером 10-го привел на Херсонес капитан К. Д. Де нисов. 11-го перелетела еще одна эскадрилья, куда вошло восемь машин (еще одна села в море на перелете, пилот погиб). Последняя эскадрилья, не успевшая освоить новые машины во главе с командиром полка, так и осталась на Кавказе. Этот полк стал последним воздушным подкреплением Севастополю. Как указывает исследователь этого вопроса М.Морозов: «Покрыть такие потери оказалось нелегко. Ресурсы ВВС ЧФ истощались».

Но, так ли это? Приведу состав ВВС ЧФ на 3 июля 1941г. Они включали:

63-ю авиационную бомбардировочную бригаду в составе

40-го авиационного полка (аэродром Елизаветинская). В полку насчитывалось 10 СБ(исправно 7),9 шт. Пе-2 (исправно 3)

5-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка (аэродром Майкоп) в составе 15 самолетов ДБ-3

62-ю истребительную авиационную бригаду в составе:

3-го истребительного авиационного полка (аэродром Анапа): И-16 - 12 (все в строю 8), Як-1 -3(все в строю),

7-го истребительного авиаполка (аэродром Анапа): ЛаГТ-3 - 7 (в строю 2), МиГ-3 - 13 (в строю 9), Як-1 - 2 шт.

32-го истребительного авиационного полка (аэродром Анапа): МиГ-3 - 4/0, И-15 - 2/2, (аэродром Мысхако): ЛаГТ-3 - 1/0, (аэродром Лазаревская): ЛаГТ-3 -13/11, И-16 - 1/1, Як-1 - 1/1,(аэродром Агоя): И-15 - 10/9,

62 истребительного авиационного полка (аэродром Майкоп): ЛаГГ-З - 5/5, (аэродром Анапа): Як-1 - 9/6, ЛаГТ-3 - 4/4, аэродром Мысхако: ЛаГГ-З -10/10;

Отдельные подразделения:

-46-й штурмовой авиационный полк (аэродром Ейск): УТ-16 - 2/2, (аэродром Анапа): УТ-16-18/16);

- эскадрилья 18-го штурмового авиаполка (аэродром Курганская): Ил-2 - 18/18,

- 14-я эскадрилья: Ил-2 - 9/7;

- 27-я эскадрилья (аэродром Елизаветинская): Пе-2 - 4/3;

- 60-я эскадрилья (аэродром Поти): МБР-2 - 10/8

- 80-я эскадрилья (аэродром Геленджик): ГСТ - 1/1, Че-2 - 1/1, МБР-2 - 1/1;

- 82-я эскадрилья (аэродром Геленджик): МБР-2 - 7/6);

- 87-я эскадрилья (Ейск): И-15 - 5/4, Анапа: И-16 - 8/8;

- Отряд корабельной авиации (Поти): МБР-2 - 2/1, КОР-2 - 2/2, (Туапсе): МБР-2 - 3/3, КОР-2 - 2/2.

Всего с учетом учебных и резервных подразделений на 1 июля 1942 г. в составе ВВС флота числилось:

- бомбардировщиков: 23/12 (СБ - 10/6 и Пе-2 - 13/6);

- торпедоносцев: 15/11 (ДБ-3);

- штурмовиков: 54/45 (Ил-2 - 32/25 и УТ-16 - 21/19, У-26 - 1/1);

- истребителей: 126/93 (Пе-3 - 2/0, ЛаГГ-З - 45/32, МиГ-3 -13/9, Як-1 - 22/19, И-16 - 22/18, И-153 - 3/0, И-15 - 19/15);

- гидросамолетов: 59/43 (МТБ-2 - 1/1, Че-2 -1/1, МБР-2 - 50/36, ГСТ-1/1,КОР-3-4/4).

Но эта цифра уже включила в себя самолеты перелетевшие из Севастополя, а именно:

- 6-й гвардейский истребительный авиационный полк, состоящий из одного самолета Як-1

- 9-й истребительный авиационный полк, шесть Як-1 и один И-16, все машины исправны,

- 18-й штурмовой авиационный полк пять неисправных Ил-2 ,

- 23-й штурмовой авиационный полк от которого остался один У-2б

- 116-й морской разведывательный авиационный полк (Геленджик: МБР-2 -7/5);

- 119-й морской разведывательный авиационный полк (Ейск: МБР-2 - 6/5, Николаевка: МБР-2 -15/8);

Т.е. говорить о том, что ВВС флота исчерпали ВСЕ ресурсы для спасения Севастополя, это большое преувеличение. Да, авиация понесла тяжелые потери, но сохранила достаточно много машин. Причем, много машин относились к современным типам. Можно ли было спасти Севастополь, бросив эти силы в бой? Вряд ли.

Для того, чтобы сломить немецкую воздушную блокаду, требовалось нанести мощные бомбоудары по немецким аэродромам, перебросить в Севастополь много истребителей. Но, выполнить это было невозможно. Аэродромов в Севастополе не хватало. Вернее, аэродромы были, но практически вся территория города простреливалась и … бомбилась. Замкнутый круг. Самолеты не могут перебросить, потому, что бомбят, а бомбят потому, что не перебрасывают истребители. Узел могли развязать зенитчики, но …