Красная линия на карте в сериале «Обитель» уверенно ведет зрителя на Соловецкие острова. Здесь сто лет назад был основан СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения.
Чекисты под руководством значительного и интеллигентного начальника лагеря Федора Эйхманиса на территории монастыря в двадцатые годы осуществляли проект по «перековке человека». В итоге сработали таким образом, что получился «цирк в аду».
В страхе, доведенном до абсурда, жили все заключенные. Несмотря на то, что на территории действовали магазин, библиотека, театр, спортивная команда и даже научная рота, мало кто стремился к творчеству после каторжной работы на лесосплаве.
За любую ничтожную провинность человек мог попасть в карцер или на смерть в страшную Секирку. Но было в лагере и нечто необыкновенное - атмосфера афинских вечеров, негласно разрешенная начальником, впрочем, он и сам был не прочь поучаствовать в философских спорах.
Фильм создан по мотивам романа Захара Прилепина. Писатель на встречах сообщает о благих намерениях - Гулаг был задуман как школа перевоспитания, но времени до войны не хватило…» Увы, действительно, процесс оказался длительный.
После премьеры на телеканале политик зачем-то снова старается оправдаться – «У меня все случаи, все сюжетные повороты связаны с документами, зафиксированными событиями». Никто и не возражает. В фильме черт, как всегда скрывается в деталях. А поднимает его на небывалую высоту талантливая игра актеров. И первую скрипку играют Сергей Безруков, Евгений Ткачук и Александра Ребенок.
Человек темен и страшен
Роман и фильм намертво скрепил агитационный лозунг: «Человек темени и страшен, но мир человечен и тепел». В этом противоречии суть всех взаимоотношений в лагере. Границей между чекистами и заключенными служат унижения, страшные пытки и скорая смерть во рву.
Каратели не могут обустроить «теплый» мир. Они становятся палачами, поэтому первый опыт организации процесса по созданию нового человека, провалился. А все заявления начальника лагеря о новой цивилизации лживы и прокляты страданиями тех, кого он по собственной прихоти отправляет на расстрел. Смертный ров, где закапывают жертвы, стал символом и репетицией кровавых сталинских репрессий.
Но человечность в лагере была. Ее поддерживали представители культуры, старой интеллигенции, служители церкви и просто порядочные и не сломленные духом люди.
Мужество оставаться человеком
Многие прототипы героев в истории были реальны. Писатель Солоневич – это мудрый и честный Борис Лукьянович. Митя Щелкачев – академик Д.С. Лихачев. Особое место среди заключенных занимают сосланные на Соловки белогвардейские офицеры. Их в бараках уважают все, даже воровская шушера. Это они задают тон оставаться Человеком.
Им хватает мужества поставить спектакль по пьесе Булгакова «Дни Турбиных». На сцене они как будто врукопашную сошлись со вчерашними врагами – красноармейцами, которые сидят в зале. Серж Мезерницкий (Виктор Добронравов), Василий Вершилин (Виктор Раков) и их друзья презирают карателей.
Выстрел во время спектакля – это приговор. Духовный – чекистам, реальный – артистам. Новый начальник лагеря вразумляет мучеников: «Здесь власть не советская, здесь власть соловецкая». Все "вольности" Эйхманиса на этом закончились. Да и сам он он будет застрелен в застенках НКВД.
История нелюбви
В анонсе к сериалу написано: «Пронзительная и шокирующая история любви на фоне великих испытаний разворачивается в Соловецком лагере». Вранье или реклама, не знаю. Но надо думать, что относится это к главному герою заключенному Артему Горяинову и чекистке, старшему следователю Галине Кучеренко. Мужскую роль великолепно сыграл Евгений Ткачук, женскую – Александра Ребенок. Это, наверное, их самые трудные роли во всех смыслах. И в плане "любовной истории", разыгранной свыше.
По фильму Галина с гражданской войны влюблена в Эйхманиса, и в лагерь поехала за ним. Когда получила проходную роль очередной любовницы, решила испытать судьбу со студентиком. Да и Федор уехал в Москву на повышение, не оглянувшись на боевую подругу.
На этом фоне сближений в первой серии немеряно физиологии. Следователь то и дело одергивает юбку после соитий. Перебор, однако. Не любовь, порочная страсть. Может ради спасения?
Это подтверждает ее дневник, который читает Артем после неудачной попытки вдвоем сбежать морем в другую страну. Пренебрежительно бросает его в печку. Роман закончен или только начинается?
Сосланный на Секирку за побег, Горяинов видит, как страх и страдания выворачивают человека наизнанку. Мучительно ищет свой путь к Богу. Кульминация чувств в предсмертный час, которая вылилась в монастыре в покаяние заключенных, не затронула нашего героя. Но высветила образы, где каждый - характер, за которым интересно наблюдать. Арестованные за издевательства бывшие надзиратели – особая история. Впрочем, здесь все несчастные люди, и жаль провожать на смерть каждого.
Артем Горяинов – личность не простая. Он живой и дерзкий, хорошо понимает, что муки человеческие не разделить, но последнюю краюшку хлеба отдаст. Как и встанет на место десятого расстрельного. Жертвенная самоотдача на краю собственной погибели. Привели к ней «перековка» и жестокие условия лагеря особого назначения, но не любовь. Фильм не отпускает, и уже многие мне возразили, что это была Любовь. Просто она случилась в концлагере.
Впрочем, колокол предупреждения звучит всегда как для любителей развеселых "эпикурейских вечеров", так и для бедноты, покорно считающей копейки. Повторять такие опыты опасно. В любое время.
А вы смотрели сериал "Обитель"? Возможна ли любовь в условиях концлагеря?