К фигуристке Елизавете Туктамышевой подходит определение «рисковая». Впрочем, какой ещё может быть спортсменка, имеющая в арсенале тройной аксель – «страшный прыжок, потому что летишь в неизвестность» (так описал этот элемент фигурист Антон Шулепов)? Лиза часто прыгает в неизвестность – не боится воплощать в жизнь «неблагоразумные» идеи. Выйти с провокационным показательным номером, который будут дооолго обсуждать? Почему бы и нет! Сделать «реалити-шоу» из постановки произвольной программы? Поехали! Нужно до блеска накатать короткую программу в эпоху чрезвычайно высокой конкуренции в российском ФК? Заверните две! Вот об этом рискованном шаге Елизаветы, приведшем к серебру ЧМ, а также о преимуществах и недостатках коротких программ 2020-2021 и поразмышляем.
Я тебя породил, я тебя и… заменю
Немного предыстории. Не стесняясь судей и вгоняя в краску Интернет-комментаторов, Туктамышева сменила коней на переправе, то есть короткую программу посреди сезона. Так поступают редко: это чревато ошибками. Примечательно, что инициатором и старой, и новой программ выступил Алексей Николаевич Мишин. Сначала тренер Лизы дал добро на постановку под классическую музыку:
Были предложены две темы — Мадонна и «Спартак». Я двумя руками ухватился за «Спартака» (Алексей Мишин).
А потом, напевая «было ваше – стало наше», решил потроллить штаб Тутберидзе подвезти тяжёлую артиллерию в лице вокала потихоньку захватившей фигурное катание молодёжной певицы Билли Айлиш:
На самом деле это была идея Алексея Николаевича. Он мне прислал музыку, и я была в шоке от того, насколько мой тренер следит за модой (Елизавета Туктамышева).
Замену объяснили усталостью от прикатавшейся постановки, хотя мы-то знаем истинную причину почётной отставки «Спартака» — она на фото.
А если серьёзно, программа под песни Айлиш в отличие от «Спартака» «села» на Лизу как влитая. Правда, часть Лизиных болельщиков и сейчас ностальгирует по музыке Хачатуряна. «Спартак» – известная классика, балетный образ прозрачен (должен быть, но сперва не был) для зрителей и судей, также весомости программе придавали имена известных постановщиков (Капеллини – Ланотте). В “Lovely” всё с точностью до наоборот: это поп-музыка, которая нравится далеко не всем. А относительная новизна композиций во все времена считалась как плюсом, так и минусом.
Однако я насчитала гораздо больше существенных минусов у «Спартака», поэтому была рада отказу от него.
- Во-первых, этот балет не раз и не два был представлен на льду,
- во-вторых, как мне кажется, мощь и драматическая экспрессия музыки давила на Лизу (и, пожалуй, это самый главный недосмотр постановщика),
- в-третьих, в этой программе не всё идеально в музыкальной нарезке,
- в-четвёртых, у зрителей (как ни странно) при первом же прокате возникли вопросы к образу.
Откуда там чайки? Приплыли, вестимо…
Поставив "Спартака", А. Н. Мишин и тренерская группа замыслили продемонстрировать новую Елизавету Туктамышеву в серьёзном номере с трагическим контекстом.
Но несмотря на то, что Лиза прекрасно умеет интерпретировать классическую музыку, «Спартак» не ощущался вполне созвучным внутреннему настрою фигуристки (по крайней мере, в этом сезоне). Патетичность музыки заставляет из раза в раз (в том числе на тренировках!) выкладываться на пределе эмоций, что сложно сочетать с холодным контролем за техническими задачами. Особенно это проявлялось в дорожке шагов, на которую приходится музыкальный апофеоз: она выглядела напряжённой, и здесь неоднократно случались срывы. Казалось, что Туктамышева тщательно отрабатывает шаги, нужные для достижения четвёртого уровня.
Кроме того, расстановка элементов в соответствии с музыкальными темами была небезупречной. Так, тройной аксель, который стоит первым прыжком, совсем не подчёркнут музыкально (а значит, нет дополнительной надбавки за прыжок!), кульминационные вершины и новые мотивы часто возникают в середине вращений (то есть музыка развивается, но фигуристка в этот момент находится в довольно статичном положении), а в музыкальной нарезке слышны стыки между 4 составляющими её фрагментами. Что касается идеи сопроводить звучание оркестра шумом прибоя (?) и криками чаек (??), навевающими ощущение лёгкого бриза на морском побережье во время римских каникул , это смотрится нетривиально, но несколько неожиданно.
Артемида ведёт на баррикады: новое прочтение балета Хачатуряна
Выбранная сцена из балета «Спартак» — это «Адажио Спартака и Фригии», лирическая кульминация балета. Как мы знаем, гладиатор Спартак и его жена Фригия находятся в римском рабстве. Однако на открытых прокатах Лиза предстала в чрезвычайно блестящем в прямом смысле наряде: её Фригия, надевшая на себя всё «золото партии», напоминала скорее другой женский персонаж балета – куртизанку Эгину.
Вдобавок Туктамышева в интервью Первому каналу подлила масло в огонь, пошутив про божественность наряда.
Интервьюер. Ты одна из немногих, кто показывает сегодня полный образ. Столько золота… Как обычно, шальная императрица?
Лиза. На этот раз богиня (смеётся). Да нет, я шучу, просто мы решили, что белый цвет очень хорошо характеризует музыку «Спартака», не хотели делать простенький стиль, хотелось чего-то божественного. Поэтому мы с Анной и Лукой изначально планировали белое платье.
Многие расценили шутку вполне серьёзно, приняв за данность, что Лиза в постановке изображает некую богиню (появились даже красивые фан-арты с Лизой-Артемидой). Стоит оговорить, что богинь в балете «Спартак» нет. Однако позже платье было переделано — и обновлённый вариант костюма смело можно назвать дизайнерской удачей и одним из самых красивых платьев этого сезона.
Кто сшил костюмчик?
Дизайнером всех костюмов Туктамышевой в сезоне 2020–2021 является мастер из Санкт-Петербурга Галина Филатова, создающая костюмы для театральных постановок, ледовых спектаклей, спортивных фестивалей, бальных танцев и цирковых представлений (например, её работы можно увидеть в шоу Плющенко «Снежный Король», на фестивале художественной гимнастики Алины Кабаевой и т.д.). Первоначальное и модернизированное платье к «Спартаку», наряд «Заводной птицы», блуза с юбкой под песни Билли Айлиш – всё принадлежит руке этой художницы. Туктамышева сотрудничала с Филатовой и в прошлом сезоне: так, мундир мажоретки для показательного номера “Destination Calabria” тоже создан ей.
Не только платье, но и постановка по сезону была переосмыслена; в глаза бросаются изменения в начале и в финале. А Лиза действительно преобразилась во внешне нежную, но не сломленную духом, верную и любящую до самоотверженности Фригию. В итоге "Спартак" получился очень достойной программой, однако фигурное катание — в первую очередь спорт, и от того, насколько комфортно фигурист чувствует себя в постановке, зависит точность выполнения технических элементов. Смена программы была призвана обеспечить этот комфорт — так появилась кардинально противоположная по замыслу постановка под песни американской поп-исполнительницы Билли Айлиш.
Очаровательно, не правда ли?
Многие думают, что Лиза катала исключительно под “lovely” (да-да, официальное название песни пишется со строчной буквы), однако это не так: в музыкальной нарезке Туктамышевой соединены 2 композиции меланхоличного кумира молодёжи — “goodbye” и “lovely”, причём “goodbye” служит вступлением к “lovely”, сочетаясь с последующей песней по смыслу.
“goodbye” (Айлиш любит строчные буквы) — это завершающий трек альбома WHEN WE ALL FALL ASLEEP, WHERE DO WE GO? («Когда мы засыпаем, куда мы отправляемся?» — вот и потерянные прописные отыскались в куче).
Название песни “lovely” переводится как «очаровательно, прелестно». Isn't it lovely, all alone? «Разве это не очаровательно – быть одной?» – иронично спрашивается в припеве.
Что мне очень нравится в этой постановке от хореографа Никиты Михайлова (и чего не хватило в «Спартаке»), так это органичное распределение технических элементов и связок по музыкальной структуре. Итак, смотрим программу с командного чемпионата мира. “Please, please, Don’t leave me!” («Не покидааай меня»), — заклинает Лиза тройной аксель (а лирическая героиня песни, наверное, бойфренда), и на протяжённом leeeeeeave делает свой коронный прыжок, включая заход и приземление. Очень интересная хореографическая находка – прыжок, вписанный в текст, — создаёт эффект замедленной съёмки. Только где в протоколах мои 17 лет на Большом Каретном Лизины +5 в GOE (поощрение за качество элемента) за «соответствие элемента музыке»???
Дальше звучит непосредственно композиция “lovely”, спетая Билли Айлиш в дуэте с Халидом. Правда, как остроумно заметили на одном форуме, из песни Айлиш «предусмотрительно убрали всю Айлиш», заменив её партию инструментальным проигрышем, поэтому слушатели, незнакомые с творчеством певицы, посчитали, что «мужик, который поёт у Лизы» и есть Билли (то бишь Билл) Айлиш. Так вот, мужик там действительно поёт – это Халид.
В структуре песни “lovely” (как и обычно в песне) выделяются части: куплеты, предприпев, припев и инструментальные проигрыши. В постановке каждая часть песни согласуется с определённым техническим или связующим элементом, поэтому прыжки, вращения, дорожка и связки максимально высвечены с помощью музыки. В куплете, где поётся «время истекает, и нужно найти себе место» (кстати, Лиза нашла его на пьедестале ЧМ), поставлен каскад прыжков (лутц-тулуп) в чёткие музыкальные акценты. А под слова Something's on my mind Always in my headspace (постоянно прокручиваю что-то в голове), сопровождаемые «кружением» мотива в мелодии, начинается вращение – как иллюстрация текста.
Следует предприпев: Oh, I hope someday I'll make it out of here. «О, надеюсь, однажды я выберусь отсюда», — сообщает Лиза, на самом деле выбираясь в этот момент из вращения (если вспомнить брейкдансовый конец произвольной Туктамышевой на ФКР, это тоже непросто).
Для второго же вращения (в "lovely") выделен инструментальный проигрыш, позволяющий слушателю и фигуристке отдохнуть перед эмоциональным накалом музыки на дорожке шагов. Кстати, благодаря солирующим фортепиано и виолончели вместо вокала, хореограф изысканно избавляет нас от натуралистических текстовых метафор припева вроде «разорви меня на куски» и других ужасов тоскующей души, достойных отображения в триллере.
Наконец, исполняется дорожка шагов под самое яркое в мелодическом отношении, финальное проведение музыкальных тем в электронной обработке. Здесь Лиза буквально купается в музыке.
Итог лингвистического анализа: в программе Лизы под названием “Lovely”, ни разу не встречается слово lovely (эта строчка не включёна в КП Лизы). Очень иронично.
“Lovely” осталась недооценённой в протоколах по компонентам, но как постановка она заслуживает всяческих похвал. В оригинальном костюме, отсылающем к образу Айлиш из клипа, Лиза создавала на льду томную, тягучую, как сновидение, композицию.
Конечно же, современные песни нельзя поставить рядом с гениальным балетом Арама Хачатуряна, но мы ведь сравниваем не музыку, а другие факторы: насколько сопровождение подходит для льда и не мешает спортивным задачам, как движения гармонируют с мелодией, выглядит ли цельной композиция. Можно на дух не переносить песни Айлиш, но, оглядываясь на прошедший сезон, стоит признать, что Лиза в этой постановке запомнилась, была индивидуальностью, а не «одной из многих» и смотрелась очаровательно, не правда ли? А «Спартак», возможно, ещё оставят в качестве показательного.
Надеюсь, что Лиза продолжит выступать и под классическую музыку в том числе (я уже писала, что хотела бы увидеть Лизу в «Серенаде» Шуберта или аналогичной лирической композиции). А ещё приглашаю посмотреть Лизу в альтернативке под "Чардаш" В. Монти. В некотором роде это тоже классика.
А вам больше понравился «Спартак» или “Lovely” в исполнении Лизы? Пишите! Приветствуются любые комментарии, доброжелательные по отношению к фигуристам и другим деятелям спорта.