Автор: Дмитрий Р.
Наверное самым известным в нашей реальности королём Иерусалима является Балдуин IV (1174–1184 г.г. правления). Этот отважный воитель, тонкий дипломат и успешный политик, страдавший с юности проказой, фигурирует в десятке романов и даже в успешном кинофильме, снятом таким мэтром, как Ридли Скотт.
Балдуин правил королевством 11 лет и вполне себе достойно противостоял одному из успешнейших политиков и полководцев мировой средневековой истории Салах-ад-Дину (Саладину). И да, не все знают, что на момент отхода славного короля к предкам, ему не было и 25 лет. Молодой, да ранний, да.
При этом, из истории доблестного короля по каким-то неведомым мне причинам вымарана весьма интересная деталь... Его штатными телохранителями были рыцари, страдавшие точно таким же недугом, что и их сюзерен, в связи с чем они могли свободно находиться рядом с ним, не переживая относительно возможности заразиться. Ну и опять же, все знают за тамплиеров и госпитальеров, но ни в кино, ни в околоисторических опусах по теме "Крестовых походов" никто даже словом не поминает славных рыцарей Военного и Госпитальерского ордена Святого Лазаря Иерусалимского (Орден).
Формально Орден Святого Лазаря в Иерусалиме случился одним из первых. Сейчас уже невозможно установить, какой из Орденов в Палестине был первым, в силу того, что многие документы по первым духовно-рыцарским орденам (коих по некоторым оценкам было не менее 10) либо утрачены, либо их катастрофически мало для адекватной датировки. Известно одно - рассматриваемый нами был основан в тот же время, что и один из самых заезженных - госпитальеров. Итак, основание ордена относят к 1099 году, хотя там не всё так просто.
Начнём с того, что в Википедии (что не редко) по каким-то неведомым мне причинам стоит 1098 год. Причём там же размещена ссылка на официальный сайт Ордена, где чёрным по белому читаем: "The Order of Saint Lazarus saw its origins in the Holy Land after the First Crusade of 1099." Как это? Да и вообще, в 98-ом году Иерусалим был под Фатимидами и официальный статус там имели исключительно церкви восточного обряда (православные).
Первые упоминания об интересующей нас лечебнице для прокажённых в Иерусалиме относятся к первой трети XI века, т.е. после заключения соглашения от 1027 года между византийским императором Константином VIII и фатимидским халифом аз-Захиром о восстановлении церквей в Иерусалиме, разрушенных при халифе аль-Хакиме. Лечебница была построена с внешней стороны северо-западной стены Иерусалима между башней Голиафа (Танкреда) и Иософатскими (св. Стефана) воротами, и находилась под юрисдикцией Греческой православной церкви. Кто там большевиков в страсти к переименованиям обвиняет?)
После взятия Иерусалима латинянами, лечебница опекается, соответственно, франкскими странноприимцами (госпиталариями или госпитальерами), сначала, по факту, следующими бенедектинской традиции, но чуть позднее, - уже адептами устава святого Августина, носившими облачение черного цвета без всяких отличительных знаков. Как это было принято у латинян, лечебница тут же была переименована в госпиталь Святого Лазаря, а опекающие её крестоносцы поименованы, соответственно, в братьев-госпитальеров Святого Лазаря. Отсюда, кстате, и одно из закрепившихся в веках названий медицинского учреждения - лазарет.
Скудные источники той поры, между тем, сообщают, что госпиталь являлся "элитным", ибо помощь там получали в первую очередь поражённые страшным недугом лица благородного происхождения. Как и госпитальеры Ордена Святого Иоанна, также носившие в первоначальный период своего существования черные августинские облачения безо всяких знаков отличия, лазариты на заре своего бытия военным орденом не являлись. Первым официально военным Орденом в Палестине стал всё же Орден бедных воинов Христа и Храма Соломона (тамплиеры) в 1129 году, который, в отличие от прочих, с момента своего основания в 1114 году к госпитальной службе не имел никакого отношения, а исполнял чисто охранные функции.
И да, лазариты изначально, скорее всего, самостоятельной организацией не являлись, а входили в структуру иоанитов, ибо первый магистр Ордена святого Иоанна Жерар Благословенный являлся также и первым главой братьев госпиталя святого Лазаря. Уже несколько позднее, ближе к последней трети XII века и вплоть до момента признания Папой лазаритов военно-монашеским Орденом в 1255 году, в ходе своего поступательного развития, он выделиться в самостоятельную и вполне себе влиятельную структуру.
Стоит отметить, что проказа в те славные времена была болезнью очень даже распространенной — как на Западе, так и на Востоке. Есть все основания считать, что Орден на всём протяжении своего существования имел строго интернациональный состав, ибо нам известно, что военные из здоровых Орденов, в случае заражения, подлежали зачислению в лазариты. Из устава храмовников:
«Когда с братом случится так, что волей Господа нашего он станет прокаженным и сие будет доказано, благоразумные обитатели дома должны предупредить его и молить уволиться из дома и направиться к Святому Лазарю, дабы надеть облачение братьев Святого Лазаря. Желательно, чтобы больной проявил инициативу сам, но если он не хочет покидать орден Храма, он вправе остаться, однако тогда он будет жить отдельно от остальных».
Итак, об истории Ордена, кратко.
В 1142 году, согласно известным картикуляриям, рассматриваемое странноприимное братство имело в Иерусалиме собственный храм, освящённый, соответственно, в честь святого Лазаря. В 1148 году братство публично известно под названием "Дом больных святого Лазаря". В 1156 году братьями в Иерусалиме основан самостоятельный конвент (монашеская община) Святого Лазаря.
В 1164 году королем Иерусалима Амори I братьям храма святого Лазаря (дословно) даровано право:
"...брать одного раба из десяти пленных, взятых в каждом походе или набеге под его командованием...",
что говорит уже о фактическом военном статусе лазаритов. Под 1185 годом в хрониках впервые говориться уже не о конвенте, а о полноценном "рыцарском братстве прокаженных дома святого Лазаря в Иерусалиме", в обязанности которого входило:
"...опека над прокаженными и уход за ними, а также защита паломников, направлявшихся к Гробу Господню..."
С годами, наряду с прокажёнными, Орден начал принимать в свои ряды и вполне себе здоровых рыцарей, хотя личный состав Ордена никогда не был многочисленным (до 500 рыцарей и сержантов, набиравшихся из числа прокаженных неблагородного происхождения). Присутствие прокаженных рыцарей, которые уже принесли пожизненный обет, в сочетании со знатностью общего контингента несомненно способствовали преобразованию общины святого Лазаря в крайне боеспособный военный орден. Считалось, что быстрая смерть от сарацинского клинка представлялась несколько милосерднее медленного разложения в результате болезни. Не думаю, что это мнение далеко от истины.
Папа Александр IV вещал в 1256 году о:
«...монастыре знатных, деятельных рыцарей и прочих, прокаженных или не таких, существующем с целью отражать врагов Христова имени.»
К концу XII века Орден уже имел ряд объектов недвижимости, позволявших ему достойно существовать наряду с собратьями из других выживших к этому времени орденов.
Так, лазаритам в Палестине принадлежало следующее имущество: часовня в Тиверии, госпитали в Наблусе, Аскалоне, Кесарии и Акре, а также две больницы для паломников в Киликийской Армении. В начале XIII века Орден заимел земли в Южной Италии, Германии, Франции и Англии. Это обеспечивало Ордену солидную экономическую базу, основанную на арендной плате с пользования землёй Ордена, достаточной для поддержания его деятельности в Святой Земле. Даже не смотря на то, что лепрозорий в Иерусалиме выбыл из активов после того, как Саладин захватил Иерусалим в 1191 году.
Что касается боевой составляющей Ордена, то нам известно, как пара сотен гвардейцев-лазаритов (рыцари и сержанты) из охраны Балдуина ("Ожидающие благословенной смерти") во время битвы при Монжизаре в 1177 году смогли обратить в бегство элитную гвардию Саладина, что в большой степени предопределило положительный для крестоносцев исход сражения.
В 1191 году воины святого Лазаря принимали деятельное участи во взятии Акры (Третий крестовый поход), а в 1227 году они состояли в крестоносном воинстве Императора Священной Римской Империи Фридриха II Гогенштауфена (Шестой крестовый поход), где так же отличились непревзойдённой стойкостью и храбростью.
Рыцари-лазариты принимали участие в неудачных для латинян сражениях при Ла-Форби (1244 год) и Мансуре (1250 где), где понесли тяжелые, но восполненные позже потери. В Википедии Ла-Форби почему-то считается концом Ордена на Ближнем Востоке, что вовсе даже и не так.
Средневековый историк Жан де-Жуанвиль свидетельствует о том, что
рыцари во главе с магистром ордена святого Лазаря принимали участие в сражении при Рамле в 1252 году, где:
"тот (магистр) со своим отрядом выехал, чтобы захватить стадо овец, но по возвращении его атаковали сарацины, и из всех людей его отряда спаслось только четверо".
Папским актом Александра IV от 1256 года Орден таки обретает в своём наименовании "военный" (уже по факту), когда и получает официальный зелёный крест на белом фоне (и Устав), хотя ещё в 1248 году Папа Иннокентий IV издаёт эдикт о сокращении привилегий четырех военно-монашеских орденов, действующих в Святой земле: Храма, Госпиталя, Тевтонского и Лазаря.
Весной 1291 года состоялся сорокадневный штурм последней твердыни Иерусалимского королевства Акры мамелюкским султаном Египта Маликом аль Ашрафом. В середине апреля король Иерусалимский Генрих II и его двенадцатитысячное войско ночью бежали на о. Кипр. В городе остались лишь сирийские воины-христиане и силы четырёх духовно-рыцарских орденов. Рыцари Ордена св. Лазаря защищали восточные ворота Святого Антония, где почти весь личный состав Ордена (включая магистра) и был в итоге безапелляционно вырезан атакующими сарацинами. В городе также нашли свою погибель внушительные контингенты тамплиеров (магистр также пал), госпитальеров (тяжело раненый магистр эвакуирован на Кипр перед самым падением города) и тевтонцев (пал гросгебитигер (заместитель магистра).
После изгнания крестоносцев из Леванта выжившие члены Ордена передислоцировались в Европу, где разделились на две ветви: одна закрепились в Италии, другая - во Франции. Несколько позднее французская часть Ордена заимела филиалы по всей Европе.
В 1489 г. Папа Иннокентий VIII предложил французскому Ордену объединиться с Суверенным военным орденом Мальтийских рыцарей (госпитальеры), однако понимания его инициатива в среде лазаритов не нашла. Юрисдикции Ордена Святого Лазаря во Франции, Италии, Венгрии, Швейцарии и Англии слияния избежали, однако в Германии владения Ордена таки были переданы во владение Мальтийских рыцарей.
Английская ветвь ордена была упразднена королем Генрихом VIII в 1544 году. В 1572 году владения Ордена Святого Лазаря в Южной Италии были нагло отжаты испанцами, владевшими в то время Южной Италией. На территории Савойского герцогства в Северной Италии в том же году итальянская ветвь Ордена была объединена с Орденом Святого Маврикия, в результате чего сформировался Орден Святого Лазаря и Святого Маврикия Савойского дома, а Великое магистерство принял герцог Савойский Эммануэль Фильберто, потомки которого возглавляют этот орден по сию пору.
В 1608 году король Франции Генрих IV, заручившись поддержкой Святейшего Престола, соединил недавно образованный Орден Богоматери горы Кармель с французской секцией Ордена святого Лазаря, в результате чего был образован Королевский военный и госпитальерский орден Святого Лазаря и Богоматери горы Кармель. Эта ветвь Ордена была настолько тесно связана с с французской правящей династией, что к в XVIII веку великие магистры Ордена являлись членами королевской семьи Бурбонов. Началось это всё с регента Филиппа Шарля Орлеанского, который в 1720 году назначил своего сына Луи Орлеанского де Шатра великим магистром Ордена.
В результате Великой Французской революции великий магистр Ордена Луи-Станислав-Ксавье, граф де Прованс, а по совместительству (в дальнейшем) - король Франции Людовик XVIII отправился в изгнание, после окончания которого таки принял французскую корону.
Пришедший к власти в 1830 году Луи-Филипп I кардинально реструктуризировал Орден, лишив его королевской защиты во французском Королевском альманахе. После этого Орден перестал быть духовно-рыцарским, а превратился в светскую благотворительную организацию, выполняющую свою первоначальную миссию по оказанию помощи нуждающимся и курируя монастырь Богоматери Кармельской в Хайфе.
Вот такая вот организация, прошедшая путь от тяжело больных маргиналов до королевского трона. А главное - остающаяся в тени в популярных исторических исследованиях.
П.С.: И да, если кому интересно, то в ходе подготовки опуса я прочитал замечательную работу Алена Демурже по теме. У меня лично некоторые стереотипы относительно военно-монашеских орденов, после прочтения, слетели напрочь. Интересующимся крайне рекомендую.
Спасибо за просмотр, тайно подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки.
Читайте также: Когда живые завидуют мертвым