Один из моих любимых советских фильмов — это «Комиссар» Александра Аскольдова. Жаль, что он не был оценен по достоинству сразу после своего создания. Советская цензура не позволила ему выйти на экраны. И зрители увидели «Комиссара» только двадцать лет спустя.
История создания
История этого фильма неотделима от судьбы автора повести «В городе Бердичеве» Василия Гроссмана, по которой он был снят. Государственная машина сломала жизнь и писателю (из-за его романа «Жизнь и судьба»), и режиссеру.
Аскольдов работал чиновником в Министерстве культуры и мог стать референтом министра. Но он пошел на режиссерские курсы и в 1967 г., в 35 лет, снял свой первый и единственный фильм. (До этого он не пробовал себя даже в короткометражках).
Аскольдов выбирал только актеров.
И композитора, и оператора выделила студия Горького. Думаю, режиссеру очень повезло, что ими оказались молодой Альфред Шнитке и Валерий Гинзбург (младший брат Галича). Что же касается актеров, то, по мнению многих, работы Нонны Мордюковой и Ролана Быкова стали лучшими в их карьере. В конце 1967 г. на коллегии Госкино фильм был запрещен.
Спустя два года Аскольдова уволили с ужасной формулировкой — «профессиональная непригодность».
И затем исключили из партии. До конца жизни Аскольдов больше не снял ни одного художественного фильма. Он занимался документальными работами, посвященными строительству КАМАЗа, и был директором и художественным руководителем концертного зала «Россия».
Запрет «Комиссара» был связан с явным противопоставлением истории страны и судьбы простого человека. Другая причина — проходящая через всю картину тема еврейства.
Идейное и человечное
В конце 80-х на одном из кинофорумов было объявлено, что на экраны вышли все запрещенные фильмы.
К микрофону прорвался Аскольдов и прокричал про свою картину. Ее показали, и только тогда стало ясно, какой выдающийся фильм был скрыт от зрителей. Женское, человеческое, живое в нем вступало в конфликт с идейным, схематичным и жестоким.
Это, конечно, не нравилось советским цензорам, зато было по достоинству оценено критиками. Фильм тут же отправился на кинофестивали и получил несколько наград. Александр Аскольдов объехал с ним множество стран.
Между прочим, после запрета картина должна была быть полностью уничтожена, но чудом сохранилась. Кто-то говорил, что ее украл сам Аскольдов и прятал под кроватью. Кто-то, что картину сберегли работники Госфильмофонда. Еще есть легенда, будто она лежала в сейфе другого известного режиссера Сергея Герасимова — как самая большая ценность.
А что вы думаете об этом фильме?
Спасибо за прочтение.
Если статья оказалась для вас интересной, делитесь ей с друзьями и подписывайтесь на канал. Ведь тогда вы не сможете пропустить новые выпуски. Удачи друзья!
Стоит обратить внимание:
✔ Малоизвестные фильмы Леонида Гайдая, которые редко показывают по ТВ
✔ «Моя улица»: незаслуженно забытый фильм о человеческой совести и чести
✔ «Как закалялась сталь»: сколько существует экранизаций и какая версия привела в восторг китайцев