Найти тему

Фильм «Комиссар» с Нонной Мордюковой было приказано уничтожить, но как же хорошо, что режиссер ослушался

Оглавление

Один из моих любимых советских фильмов — это «Комиссар» Александра Аскольдова. Жаль, что он не был оценен по достоинству сразу после своего создания. Советская цензура не позволила ему выйти на экраны. И зрители увидели «Комиссара» только двадцать лет спустя.

История создания

Скриншот https://youtu.be/RoJIhadFY1Q
Скриншот https://youtu.be/RoJIhadFY1Q

История этого фильма неотделима от судьбы автора повести «В городе Бердичеве» Василия Гроссмана, по которой он был снят. Государственная машина сломала жизнь и писателю (из-за его романа «Жизнь и судьба»), и режиссеру.

Аскольдов работал чиновником в Министерстве культуры и мог стать референтом министра. Но он пошел на режиссерские курсы и в 1967 г., в 35 лет, снял свой первый и единственный фильм. (До этого он не пробовал себя даже в короткометражках).

Аскольдов выбирал только актеров.

И композитора, и оператора выделила студия Горького. Думаю, режиссеру очень повезло, что ими оказались молодой Альфред Шнитке и Валерий Гинзбург (младший брат Галича). Что же касается актеров, то, по мнению многих, работы Нонны Мордюковой и Ролана Быкова стали лучшими в их карьере. В конце 1967 г. на коллегии Госкино фильм был запрещен.

Спустя два года Аскольдова уволили с ужасной формулировкой — «профессиональная непригодность».

И затем исключили из партии. До конца жизни Аскольдов больше не снял ни одного художественного фильма. Он занимался документальными работами, посвященными строительству КАМАЗа, и был директором и художественным руководителем концертного зала «Россия».

Запрет «Комиссара» был связан с явным противопоставлением истории страны и судьбы простого человека. Другая причина — проходящая через всю картину тема еврейства.

Идейное и человечное

Скриншот https://youtu.be/RoJIhadFY1Q
Скриншот https://youtu.be/RoJIhadFY1Q

В конце 80-х на одном из кинофорумов было объявлено, что на экраны вышли все запрещенные фильмы.

К микрофону прорвался Аскольдов и прокричал про свою картину. Ее показали, и только тогда стало ясно, какой выдающийся фильм был скрыт от зрителей. Женское, человеческое, живое в нем вступало в конфликт с идейным, схематичным и жестоким.

Это, конечно, не нравилось советским цензорам, зато было по достоинству оценено критиками. Фильм тут же отправился на кинофестивали и получил несколько наград. Александр Аскольдов объехал с ним множество стран.

Между прочим, после запрета картина должна была быть полностью уничтожена, но чудом сохранилась. Кто-то говорил, что ее украл сам Аскольдов и прятал под кроватью. Кто-то, что картину сберегли работники Госфильмофонда. Еще есть легенда, будто она лежала в сейфе другого известного режиссера Сергея Герасимова — как самая большая ценность.

А что вы думаете об этом фильме?

Спасибо за прочтение.

Если статья оказалась для вас интересной, делитесь ей с друзьями и подписывайтесь на канал. Ведь тогда вы не сможете пропустить новые выпуски. Удачи друзья!

Стоит обратить внимание:

Малоизвестные фильмы Леонида Гайдая, которые редко показывают по ТВ

«Моя улица»: незаслуженно забытый фильм о человеческой совести и чести

«Как закалялась сталь»: сколько существует экранизаций и какая версия привела в восторг китайцев

Оригинал статьи и другие материалы, вы можете найти на нашем сайте.