Всем привет из Владивостока, места, где Россия встречается с Азией. Меня зовут Юлия, большая часть моей жизни тесно связана с Японией, Китаем и Кореей, а значит мне точно есть, что вам рассказать!
Вся моя рабочая деятельность всегда была связана с иностранцами, в основном с японцами, китайцами и корейцами. Я работала гидом, переводчиком, специалистом по связям с поставщиками, принимающей стороной при отеле, работала в японской компании, которая контактировала с русскими, и в русских компаниях, которые сотрудничали с японцами. И вот, что мне удалось узнать.
⭕️ Японским компаниям не так важна прибыль, как связи и репутация.
Конечно же, конечная цель любого бизнеса — получить прибыль, но для японцев это никогда не прибыль любой ценой. Например, чтобы стать поставщиком японских товаров, надо приложить немало усилий. Зачастую нужны будут рекомендации других проверенных покупателей и поставщиков, а так же личный и скорее всего неоднократный визит в офис компании в Японии.
От первого запроса на товар до подписания контракта и поставки может пройти немало времени. Русским компаниям это зачастую сложно понять: у нас есть деньги, у вас товар, в чем проблема? Но у японцев это так не работает. Они привыкли знать клиента в лицо и работать с проверенным компаниями.
⭕️ Японцы всегда следуют букве закона.
Один мой знакомый экспортирует в Японию морского ежа. В таможенной декларации всегда указывается точный вес, описание товара и т.д., так как исходя из этой информации рассчитываются пошлины. Однажды груза получилось на ящик больше, чем в документах, и мой знакомый предложил принимающему человеку просто взять этот ящик себе, бесплатно. Тот побежал и привёл таможенника, который уже начал выписывать документы, так как это по сути контрабанда. Пришлось выбросить лишний ящик за борт, иначе были бы большие проблемы. Японец просто не понял, как это так — взять себе лишний ящик, и дело не в языковом барьере — для японцев то, что написано в официальной бумаге важнее всего прочего.
⭕️ Русских очень утомляет японский способ ведения дел.
Буквально каждая мелочь — повод для личных встреч и обсуждений. Этим они показывают, что уделяют время и внимание каждому клиенту. Когда я работала в японской компании, которая занималась логистикой, таможней и грузами, меня часто брали на такие встречи с русскими клиентами.
Одна из компаний — небольшая фирма по отправке машин из Японии в Россию. Мы встречались с ними буквально каждую неделю просто обсудить какие-то мелочи, которые можно спокойно обговорить по телефону или в рабочей переписке. Каждый раз у владельца фирмы в глазах была просто вся тоска русского народа — так он устал от этого.
⭕️ Японцы в большинстве своём не умеют мыслить, выходя за рамки привычных алгоритмов.
Японец будет делать работу не так, чтобы это было эффективнее или быстрее, а так как написано в задании или в правилах. Иногда это оправдано, иногда абсолютно нет. Опять же из моей работы в Японии —любой имейл в другой отдел должен был сопровождаться телефонным звонком туда же с вопросом, получили ли они имейл.
С одной стороны, подтверждение важно, с другой стороны, можно написать в ответном имейле, что получили. То же самое с факсами, которыми во многих компаниях до сих пор пользуются, хотя можно было бы поберечь деревья и отправить имейлом. С этим было не то чтобы некомфортно, скорее удивительно работать. Когда я вежливо спросила коллегу, а почему не сделать проще, она сказала, что такое никто не спрашивает — все делают так, как принято было делать всегда.
⭕️ У японцев в работе важен не столько результат, сколько процесс.
Японцы могут годами работать в каком-то направлении без видимых результатов, но главное, что они находятся в процессе работы и делают все, что им кажется возможным. Японское правительство открывает представительства в разных городах России с целью поддержки совместного бизнеса — русских компаний, работающих с японцами и наоборот.
Открывают офисы, платят за аренду, зарплату сотрудникам, исправно пишут отчёты о проделанной работе, но результатов обычно никаких. И это не какая-то коррупционная схема, просто японцам важно, чтобы такие учреждения были.
В одно такое представительство пришла моя знакомая с идеей начать бизнес с японской стороной. Идея была очень простая — импорт японского чая, а запрос в представительство — помощь в поиске поставщиков и деловых контактов. Дальше, чем несколько встреч с работниками представительства ничего не пошло. Знакомая потом решила не работать в этом направлении.
Спасибо, что дочитали до конца. Больше интересных статей в моем профиле. Большое спасибо за лайк. Да прибудет с Вами Дзен!