Найти тему
Логопед дает совет

Почему ваш малыш не говорит: телесные упражнения для развития речи

В этой статье продолжаю тему «Почему ваш малыш не говорит».

В предыдущей статье я писала о Первом блоке мозга, который является фундаментом речи. Сегодня даю группу упражнений для его развития.

Эти знания – достижение нейронауки.

На сегодняшний день нейропсихологическая коррекция – единственное эффективное направление в области коррекции поведения и обучения у детей с 3 до 13 лет.

Кому помогут нейрокоррекционные упражнения для развития Первого блока мозга.

  • ПЭП (пренатальная энцефалопатия)
  • ММД (минимальная мозговая дисфункция)
  • ППНС (перинатальное повреждение нервной системы)
  • СМД ( синдром мышечной дистрофии)
  • СПНРВ ( синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости)
  • ОНР ( общее недоразвитие речи)
  • ЗПР ( задержка психического развития)
  • ЗРР ( задержка речевого развития)
  • ВСД ( вегето-сосудистая дистония)
  • СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • Внутричерепная гипертензия
  • Аутизм
  • Дизартрия, дислексия, дисграфия, дискалькулия.

Сегодня подробно о первой группе упражнений, направленных на развитие Первого блока мозга

Телесные подвижные упражнения

Они направлены на развитие межполушарного взаимодействия и снятия синкинезий (содружественных движений, яркий пример синкинезии – высовывание языка при рисовании).

Содружественное движение языка при рисовании.
Содружественное движение языка при рисовании.

Межполушарное взаимодействие – механизм объединения работы левого и правого полушарий в единую систему.

Левое полушарие отвечает за:

  • логику, память;
  • абстрактное мышление;
  • обработку и анализ словесной информации;
  • отвечает за работу правой половины тела.

Правое полушарие отвечает за:

  • обработку информации, поступающей через зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, кинестетический анализаторы и эмоции;
  • ориентацию тела в пространстве;
  • обработку большого количества информации одновременно;
  • музыкальные и художественные способности;
  • воображение;
  • отвечает за работу левой половины тела.

Взаимосвязанная работа обоих полушарий обеспечивает нормальную работу психических процессов.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия

1. «Ползание». Начните ползать вместе с ребенком наперегонки или кто вперед доползет за игрушкой.

2. «Марш или перекрестные шаги». Научите ребенка правильно маршировать с высоким подъемом колена, при этом перекрестно располагая руки: правая нога – левая рука, левая нога – правая рука.

Упражнение «Марш»
Упражнение «Марш»

3. «Перекрестное соединение ладоней с коленями из положения лежа». По сути это упражнение «Марш» из положения лежа. Ребенок лежит на ковре. Сгибает левую ногу в колене и касается колена правой рукой. И наоборот, правого колена касается левой рукой. Если ребенок по каким-то причинам не может выполнять это упражнение сам, то взрослый может направлять конечности ребенка, формируя новые нейронные связи.

4. «Рука - ухо». Ребенок стоит. Правой рукой трогает левую мочку уха. Левой рукой – правую мочку уха. Удобно выполнять упражнение под счет «раз, два». Усложнить упражнение можно выполняя между позами хлопок руками. Также выполнять упражнение можно из положения сидя или лежа.

5. «Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить, хлопнуть в ладоши и взяться наоборот. 6-8 повторений, чем быстрее скорость, тем лучше результат

6. Кинезиологические упражнения для рук.

  • «Кулак, ребро, ладонь». Упражнение выполняется двумя руками одновременно. По команде «Кулак» на стол ставятся два кулака. «Ребро» – обе руки ставятся на ребро. «Ладонь» – обе руки кладутся на стол. Повторяется несколько раз. Ребенок должен внимательно слушать команды и не спешить с выполнением. 6-8 повторений.
  • «Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Подвигать заданным пальцем (должны поучаствовать все пальцы).
  • «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец в сторону (кулак расположен пальцами к себе)Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем руки. 6-8 повторений.
«Лезгинка»
«Лезгинка»
  • «Колечко» или «Пальчики здороваются». Поочередное перебирание пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и д.т. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно.с
«Пальчики здороваются»
«Пальчики здороваются»
  • «В кулак». Поочередно загибать пальцы одной, а потом другой руки начиная с большого в кулак. Затем упражнение выполнять двумя руками. "
«В кулак»
«В кулак»

Внимание, на моем канале «Логопед дает совет» уже есть видео с некоторыми кинезиологическими упражнениями и видеотека будет пополняться.

7. «Зеркальное рисование».

Одновременное рисование, обводка простых линий, геометрических фигур двумя руками. Если ребенок не рисует, то взрослый держит руки ребенка своими руками и выполняет сопряженные движения.

-6

Телесные упражнения на развитие межполушарного взаимодействия нужно выполнять каждый день в течение 15 минут. Комплекс можно видоизменять заменяя выученные упражнения новыми.

Упражнения будут полезны и для взрослых. У пожилых людей они замедлят процессы старения мозга.

Желаю всем успехов!

Ставьте 👍, если статья была полезной.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующую группу упражнений для развития Первого блока мозга.

Делитесь ссылкой на статью, чтобы больше людей знали о пользе телесных упражнений.