В этой статье продолжаю тему «Почему ваш малыш не говорит».
В предыдущей статье я писала о Первом блоке мозга, который является фундаментом речи. Сегодня даю группу упражнений для его развития.
Эти знания – достижение нейронауки.
На сегодняшний день нейропсихологическая коррекция – единственное эффективное направление в области коррекции поведения и обучения у детей с 3 до 13 лет.
Кому помогут нейрокоррекционные упражнения для развития Первого блока мозга.
- ПЭП (пренатальная энцефалопатия)
- ММД (минимальная мозговая дисфункция)
- ППНС (перинатальное повреждение нервной системы)
- СМД ( синдром мышечной дистрофии)
- СПНРВ ( синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости)
- ОНР ( общее недоразвитие речи)
- ЗПР ( задержка психического развития)
- ЗРР ( задержка речевого развития)
- ВСД ( вегето-сосудистая дистония)
- СДВГ ( синдром дефицита внимания и гиперактивности)
- Внутричерепная гипертензия
- Аутизм
- Дизартрия, дислексия, дисграфия, дискалькулия.
Сегодня подробно о первой группе упражнений, направленных на развитие Первого блока мозга
Телесные подвижные упражнения
Они направлены на развитие межполушарного взаимодействия и снятия синкинезий (содружественных движений, яркий пример синкинезии – высовывание языка при рисовании).
Межполушарное взаимодействие – механизм объединения работы левого и правого полушарий в единую систему.
Левое полушарие отвечает за:
- логику, память;
- абстрактное мышление;
- обработку и анализ словесной информации;
- отвечает за работу правой половины тела.
Правое полушарие отвечает за:
- обработку информации, поступающей через зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, кинестетический анализаторы и эмоции;
- ориентацию тела в пространстве;
- обработку большого количества информации одновременно;
- музыкальные и художественные способности;
- воображение;
- отвечает за работу левой половины тела.
Взаимосвязанная работа обоих полушарий обеспечивает нормальную работу психических процессов.
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия
1. «Ползание». Начните ползать вместе с ребенком наперегонки или кто вперед доползет за игрушкой.
2. «Марш или перекрестные шаги». Научите ребенка правильно маршировать с высоким подъемом колена, при этом перекрестно располагая руки: правая нога – левая рука, левая нога – правая рука.
3. «Перекрестное соединение ладоней с коленями из положения лежа». По сути это упражнение «Марш» из положения лежа. Ребенок лежит на ковре. Сгибает левую ногу в колене и касается колена правой рукой. И наоборот, правого колена касается левой рукой. Если ребенок по каким-то причинам не может выполнять это упражнение сам, то взрослый может направлять конечности ребенка, формируя новые нейронные связи.
4. «Рука - ухо». Ребенок стоит. Правой рукой трогает левую мочку уха. Левой рукой – правую мочку уха. Удобно выполнять упражнение под счет «раз, два». Усложнить упражнение можно выполняя между позами хлопок руками. Также выполнять упражнение можно из положения сидя или лежа.
5. «Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить, хлопнуть в ладоши и взяться наоборот. 6-8 повторений, чем быстрее скорость, тем лучше результат
6. Кинезиологические упражнения для рук.
- «Кулак, ребро, ладонь». Упражнение выполняется двумя руками одновременно. По команде «Кулак» на стол ставятся два кулака. «Ребро» – обе руки ставятся на ребро. «Ладонь» – обе руки кладутся на стол. Повторяется несколько раз. Ребенок должен внимательно слушать команды и не спешить с выполнением. 6-8 повторений.
- «Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Подвигать заданным пальцем (должны поучаствовать все пальцы).
- «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец в сторону (кулак расположен пальцами к себе)Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем руки. 6-8 повторений.
- «Колечко» или «Пальчики здороваются». Поочередное перебирание пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и д.т. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно.с
Внимание, на моем канале «Логопед дает совет» уже есть видео с некоторыми кинезиологическими упражнениями и видеотека будет пополняться.
7. «Зеркальное рисование».
Одновременное рисование, обводка простых линий, геометрических фигур двумя руками. Если ребенок не рисует, то взрослый держит руки ребенка своими руками и выполняет сопряженные движения.
Телесные упражнения на развитие межполушарного взаимодействия нужно выполнять каждый день в течение 15 минут. Комплекс можно видоизменять заменяя выученные упражнения новыми.
Упражнения будут полезны и для взрослых. У пожилых людей они замедлят процессы старения мозга.
Желаю всем успехов!
Ставьте 👍, если статья была полезной.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующую группу упражнений для развития Первого блока мозга.
Делитесь ссылкой на статью, чтобы больше людей знали о пользе телесных упражнений.