Сейчас пришла тяжелая пора для садоводов, и для меня в том числе.
Наверное, хорошо статьи в Дзен пишутся, когда сидишь в прохладном офисе за рабочим компьютером: вроде работой занят, а на самом деле занимаешься практически личной жизнью. У меня знакомая так писательницей стала. Рассказывала, что устроилась на работу в большую околонаучную организацию секретарем. Должна была приходить на работу раньше всех. «Вот, - она рассказывала, - приду к 9 утра, а остальные сотрудники подтягивались - хорошо, если к 11 часам». От скуки начала рассказы писать и так увлеклась, что стала даже издаваться.
Так я к чему это лирическое отступление сделала: сейчас весна – самое трудоемкое время, писать что-нибудь лирическое - никакой возможности нет. За день так устаешь, что пальцы с трудом по клавиатуре шныряют. А весна-то в нашей средней полосе в этом году «вся такая внезапная, вся такая противоречивая»: сначала холодно- холодно, потом дожди - дожди и вдруг – бац! И жара. На грядке словно плавишься.
Я и читаю в интернете сейчас в основном только про передовой дачный опыт.
Натолкнулась на статью, в которой автор писал, что пришлось продать обихоженный в течение 10 лет садовый участок. Потому что внутренние дороги в СНТ узкие, две машины не разъедутся, в выходные много проблем, чтобы заехать и выехать.
Поэтому я тоже решила поделиться своим опытом, даром что ли я Тоня Советова.
У нас тоже 20 лет был свой садовый участок с домом из бруса на самом берегу лесного озера. Мы много сил вложили в эту землю, потому что это был кусок пахотной земли, который в 1992 г местные власти отдали под наш садоводческий кооператив. Климат в этом месте вначале был, как в калмыцких степях: ни одного дерева или кустика, постоянные суховеи. Потом, когда выросли деревья, климат внутри садоводческого товарищества стал заметно лучше.
У нас тогда за 20 -то лет получился симпатичный участок с соснами, плодовыми деревьями, цветами. Даже прудик выкопали с декоративным мостиком. Правда, теперь я пруд делать бы не стала – слишком много от него комаров.
В начале нашего строительства в 1992 г. вышел закон, согласно которому, имея справку о выделении земли, можно было получить беспроцентную ссуду на строительство дома. Мы с мужем тогда взяли ссуду 150 тыс. рублей, а моя зарплата была в районе 150 руб. Мне родня говорила, что я сумасшедшая – как отдавать-то буду. Но в воздухе что-то такое уже витало - призрак будущей сумасшедшей инфляции. Так и вышло: через год или два (сейчас точно не помню) эту ссуду я отдала с одной зарплаты. А один наш знакомый взял 200 тыс. рублей и открыл магазинчик. Странное было время.
Но на эти деньги все равно было трудно построить что-нибудь путное: не было стройматериалов, не было специалистов и техники. Мы кой-как раздобыли 10 тыс. штук силикатного кирпича и возвели первый этаж, потом купили по неопытности слегка кривой сруб и водрузили его на второй этаж. Сейчас понимаю, что глуповато получилось, но тогда нам наш дом казался вершиной садоводческого зодчества.
В общем, стали мы в этом доме жить-поживать, пахать из последних сил, но в марте 2004 г. он сгорел. Похоже, рыбаки с озера залезли погреться. Дом был застрахован, но эти страхователи выдали нам свой вердикт, что фундамент целый, кирпичи, которые раскидало взрывом (в доме был газовый баллон), можно собрать. Итого, нате вам 60 % от страховой суммы и идите отсюда, пока мы не передумали.
Все следующее лето мы искали новый участок, потому что народная молва гласит, что на том месте, где сгорел дом, строиться нельзя. Но лучшего места, чем наше озеро, мы не нашли и начали строиться на том же своем участке. В 2004 г. это уже было намного проще: появились и прорабы, и строители и материалы. В общем, у нас получился довольно неплохой дом 7.5 м на 7.5 м из бруса, обшитый сайдингом, с пристроенными кирпичными гаражом и сараем. Но мы опять недоглядели, и через пару лет брус повело (слегка скрутило).
В 2013г. у нас опять наступила охота к перемене мест. Мы задумались о круглогодичном проживании на природе. Долго семейно обсуждали это дело (об этом я писала тут). И решили, что садоводческое товарищество малопригодно для постоянного проживания, хоть наше СНТ было недалеко от города.
Почему? Потому что есть много причин. Во-первых, существует неопределенность зимой с постоянным наличием электричества и уборкой снега. Во-вторых, - отсутствие нормального адреса – как вызвать скорую, если, не дай бог, случись что. Надо идти встречать к центральным воротам, а если заболевший в этот момент один? А если общая дорога засыпана снегом?
В-третьих, наш председатель СНТ ежегодно пересматривал общехозяйственные расходы: то надо дорогу строить, то надо дом охраннику воздвигать. А т.к. народ на общие собрания в садоводческих кооперативах почти не ходит, то цифры у нашего председателя иногда получались очень приличные.
Мы весь 2013 г объезжали пригородные коттеджные поселки и решили, что жить там, имея только пенсию, дорого - замучают постоянные сборы на общее благоустройство и содержание дирекции коттеджного поселка.
И вот нашли бревенчатый двухэтажный недостроенный дом на окраине города, который семья продавала в связи с разводом. Получалось немного ниже рынка. Мы весь февраль 2014 г. ездили на него смотреть, но никак не могли решиться. А тут приехали и лазаем по сугробам, чтобы лучше рассмотреть отдельно стоящую баню, подъезжает джип и шофер кричит нам: - «Эй, риэлтор, продаешь? Сколько стоит?»
« Уже продано», – ответил муж, и снял растяжку с телефоном риэлторской конторы. Так наша судьба была решена.
Но дальнейшее обустройство участка далось нам тяжело. Оказалось, что наш участок – это бывшая дорога, по которой во время войны с Волги поднимали бревна из приплывших плотов для военных заводов. Поэтому эту целину муж сначала лопатой перекапывал и убирал большие камни, а потом я тяпкой выбирала мелочь. Сын все первое лето занимался тем, что собирал мусор на участке и вывозил его на мусорку. За выходные набиралось по 10 тачек, потому что вдоль нас половина улицы ходит на пляж, а забор наш тогда состоял из трех палок и драной рабицы. Чего только не находили кроме пластиковых бутылок: и старые ботинки, и ржавые цепи и даже куски рельсов. За одно лето у нас получалось осваивать около полутора соток. Вот такая была площадка перед центральным входом,
а вот сейчас она такая.
Что скажете? Неплохо получилось? Седьмой год копошимся, а все еще не все сделали.
Если Вам понравились наши труды, поставьте лайк, пожалуйста. Мне будет приятно.