Найти тему
Роман Мельниченко

Как посадить на диету ФПА?

Как посадить на диету ФПА?
Как посадить на диету ФПА?

Стрим Романа Мельниченко по мотивам научной статьи "Пути финансовой оптимизации функционирования органов адвокатского самоуправления".
План:
Общие принципы финансовой оптимизации органов адвокатского самоуправления
Содержание помещения адвокатской палаты.
Онлайнизация контактов адвокатской палаты с внешним миром
Оптимизация вознаграждения президентов адвокатских палат


Мельниченко Р.Г., Пути финансовой оптимизации функционирования органов адвокатского самоуправления // Евразийская адвокатура. 2019. №2. С 32-39. [ВАК]
https://melnichenko.net/_p_name222.html

Одно и слабых мест современной адвокатуры, которое проявилось буквально в последние годы, это высокая стоимость содержания органов адвокатского самоуправления. Высокие расходы адвокатских палат в конечном счёте включаются в стоимость адвокатских услуг и делают адвокатов не конкурентоспособными на этом рынке. Кроме того, порой, расточительное использование органами адвокатского самоуправления поступающим к ним финансовых средств, с одной стороны растлевают управляющую элиту, а с другой увеличивают полосу отчуждения между адвокатами и адвокатскими управленцами.

Выражаем благодарность адвокатам Сахалинской области, которые своей просьбой подали нам идею проведения научного исследования и написания настоящей статьи. Так же благодарим всех тех, кто поделился с нами финансовыми документами своих адвокатских палат, без которых мы не смогли бы оценить реальное положение дел в финансовой сфере органов адвокатского самоуправления.

Основываясь на данных о расходах адвокатских палат с 2003 по 2018 год, представим те места, в которых возможно обнаружить пути оптимизации расходов на функционирование управления адвокатурой. Финансовую оптимизацию управления органами адвокатского самоуправления необходимо исследовать в двух направлениях: общие принципы оптимизации и оптимизация отдельных видов управленческой деятельности.

Общие принципы финансовой оптимизации органов адвокатского самоуправления.

Мы выделяем следующие принципы финансовой оптимизации управления адвокатурой: финансовая транспарентность, соотносимость доходной и расходной частей бюджета адвокатских палат, закрытый список расходов.

Транспарентность финансовой деятельности органов адвокатского самоуправления- это требование, согласно которому финансовые документы, содержащие сведения о финансовой деятельности адвокатских палат (годовая смета, численность и состав работников, сведения о размере оплаты их трудаи т.п.), должны находиться в открытом доступе.

Вопросы транспарентности стали актуальными в научном дискурсе, в основном научно-экономическом, когда оказалось, что на экономическую ситуацию в государствах существенное влияние имеет такой показатель, как транспарентность: «Реалии современного мира доказывают, что наиболее успешным является экономическое развитие тех стран, которые на всех уровнях экономики (микро-, мезо-, макро-) ориентированы на интеллектуальные ресурсы. Наиболее эффективное использование этих ресурсов возможно лишь в условиях прозрачности принятия управленческих решений. С экономической точки зрения информационная прозрачность должна способствовать снижению непредсказуемости при принятии управленческих решений, укреплению доверия на всех уровнях экономической системы. Информационная прозрачность способствует становлению и развитию инновационной экономики, являясь связующим звеном между различными экономическими субъектами, выступая некоторым пределом доверия между ними» [4].

То что верно для больших социальных образований (государств) вполне может быть верным и для малых, в частности, для таких сообществ, как органы адвокатского самоуправления. К сожалению, эмпирическое исследование информационного поля показало, что уровень транспарентности органов адвокатского самоуправления сейчас крайне низка. Большинство руководителей адвокатских палат считают, что сведения о финансовой деятельности адвокатских палат относятся к сведениям, составляющим адвокатскую тайну и ограничивают её распространение (в качестве противоположного примера можно упомянуть финансовую транспарентность АП Удмуртии) [2].

Требование к финансовой транспарентности общественных организаций, в число которых входят и адвокатские палаты, зафиксировано в действующем законодательстве. Так, согласно п. 3.2 ст. 32 «ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Министерство юстиции. Однако, это требование большинством из руководства адвокатских палат не выполняется с ссылкой на то, что органы адвокатского самоуправления, будучи особыми юридическими образованиями, не обязаны руководствоваться общими нормами, а лишь нормами, закреплёнными в Законе РФ «Об адвокатское деятельности и адвокатуре в РФ».

В ответ на игнорирование адвокатскими палатами требования Закона о транспарентности, в ходе парламентских слушаний, которые состоялись 21 февраля 2019 г. по теме: "Совершенствование Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", заместитель Министра юстиции РФ Денис Новак сказал: «Для повышения доверия к органам адвокатского самоуправления, предусмотреть в Законе обязанность адвокатских палат размещать на своём официальном сайте в сети интернет информации о своей деятельности, которая должна включать в себя все решения, принятые адвокатской палатой, годовую финансовую бухгалтерскую отчётность адвокатской палаты и сведения о сделках в совершении которых имеется заинтересованность лиц, входящих в органы адвокатской палаты» [5]. То есть государство решило закрепить требование о финансовой транспарентности в специальном законе, чтобы не дать уклониться от её соблюдения руководителями органов адвокатского самоуправления.

Соотносимость доходной и расходной частей бюджета адвокатских палаткак принцип финансовой оптимизации обозначает то, что доходы, полученные на определённые цели, должны быть именно на них и израсходованы. В противном случае это будет являться не целевым расходованием средств адвокатской палаты.

Согласно Смете расходов и доходов Адвокатской палаты Калининградской области за 2018 год, доходы палаты за год по такой статье как «Взносы за обучение и введение в профессию» составили 1 800 000 рублей [1]. Однако, в расходной части статьи расходов по этому пункту не предусмотрено. Получается, что финансы в палату поступили, но расходовались они на что-то иное, чем на то на что они были собраны «обучение и введение в профессию».

Принцип закрытого списка расходоворганов адвокатского самоуправления заключается в том, что раз установленные статьи расходов адвокатских палат не должны изменяться. Кроме того, уже существующие статьи должны быть пересмотрены с позиции их целесообразности. Одновременно, необходимо выявить скрытые расходы адвокатских палат, которые скрываются в обоснованных статьях бюджета.

В бюджете адвокатских палат часто встречаются следы скрытых выплат президенту адвокатской палаты, например, в виде: премий, расходов проезда в отпуск, служебный автомобиль, услуги личного водителя и т. п. И здесь необходимо разделить расходы, которые действительно несёт президент в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей и неоправданные расходы, связанные с комфортом президента как высшего чиновника в региональной адвокатуре региона.

В процессе разделения законных и незаконных расходов президента, можно применить следующую формулу: «Что клиент оплачивает адвокату, то и адвокат и оплачивает президенту». Например, адвокат хочет поехать в отпуск в Италию, будет ли он просить у своего даже давнего корпоративного клиента денег на оплату его проезда? Если нет, то, например, содержащаяся в смете Сахалинской Адвокатской палаты такие расходы на 2019 год как «проезд в отпуск — 50 000 рублей»[7]не должны быть утверждены. То же относится и к отпускным, выплачиваемым президенту той же адвокатской палатой.

Не покупает клиент адвокату так же и автомобиль, не возмещает расходы на оплату личного водителя, не оплачивает поездки на различные конференции и т. п. А вот о возмещение расходов на бензин речь уже может идти. И подобную формулу следует применять каждый раз оценивая, положено ли президенту палаты возмещение подобных расходов.

Оптимизация отдельных видов управленческой деятельности.

Можно выделить следующие виды управленческой деятельности адвокатских палат, которые требуют финансовой оптимизации:

- содержание помещения адвокатской палаты;

- вознаграждение (зарплата) президента палаты;

- заработная плата бухгалтера;

- заработная плата обслуживающего персонала;

- премирование;

- содержание сайта;

- командировочные расходы;

- повышение квалификации;

- корпоративные мероприятия.

Рассмотрим все эти расходы с позиции их возможной оптимизации.

Содержание помещения адвокатской палаты.За время своего существования с 2002 года все адвокатские палаты разделились на две группы. Первая — палаты владеющие помещениями в которых они находятся на праве собственности и те, которые помещениями не владеют, а пользуются ими на правах арендаторов. Какой же вариант с позиции оптимизации является наилучшим?

Для адвоката покупка помещения для палаты является делом убыточным, ведь для него, за чьи, собственно, взносы приобретается помещение, эти расходы являются безвозвратными, так как после прекращения статуса, эти средства адвокату не возвращаются. Поэтому, персонально для адвоката, выгоднее аренда помещения, в котором будет размещаться адвокатская палата. Помимо этого аренда помещений представляется выгодней по сравнению с приобретением ещё по ряду причин:

- возможность изменять площадь занимаемых помещений в связи с увеличением или уменьшением потребности в них. Например, переход работы бухгалтерии на аутсорсинг (приходящий бухгалтер) сделает не нужным бухгалтерское рабочее место, а значит, от этого помещения, если оно арендовано, можно отказаться, что нельзя сделать, если помещение находится у палаты в собственности;

- возможность снимать помещения для разовых мероприятий. Так уже происходит, например, при организации конференций адвокатов (до 300 человек), для проведения которых адвокатская палата арендует помещение минимум раз в год. По такой же схеме можно арендовать помещения, например, для заседания совета адвокатской палаты или проведения экзамена на получение статуса адвоката

- тренды к развитию виртуальных офисов, могут привести к тому, что «материальные офисы» станут для палаты не нужными, тогда помещения, приобретённые палатой в собственность, повиснут на её балансе финансовым бременем.

В свою очередь, аренда адвокатскими палатами помещений, в современных условиях, имеет одно, очень неприятное свойство. Дело в том, что аренда помещения адвокатской палаты в современных условиях грозит вероятными злоупотреблениями в этом вопросе. Сегодня в российской адвокатуре возникла практика аренды помещений адвокатских палат у лиц, аффилированных с руководством палаты. В подобных случаях возникает угроза завышенных расходов на аренду помещений по причине возникновения конфликта интересов. В этом случае, целесообразно на конкурсной основе нанять профессионала по аренде недвижимости (риэлторскую фирму) и воспользоваться его услугами.

Так же целесообразно организовать независимый аудит по вопросу стоимости арендованного у аффилированного лица помещения, а в случае сопротивления к этому руководства палаты, обратиться в правоохранительные органы с заявлением о проведении проверки по факту возможного мошенничества.

От критериев выбора помещения для адвокатской палаты во многом зависит стоимость как её аренды, так и содержания (если помещение находится у палаты в собственности). И здесь ключевой является дислокация этого помещения.

Сегодня сложилось представление о том, что адвокатская палата должна находится в центре столицы того субъекта федерации, где она находится. Но этот фактор являлся бы ключевым, если бы палата оказывала юридические услуги, но ведь орган адвокатского самоуправления является некоммерческой организацией и привлекать к себе клиентов палате нет необходимости.

Кто приходит в палаты? Кто является потенциальным пользователем её помещений? Претенденты на получение статуса адвоката, президент палаты, члены совета и квалификационной комиссии, жалобщики на адвокатов. Но эти люди придут в палату в любом случае, где бы она ни находилась. Возможный довод в пользу нахождения палаты в «дорогом центре» — это статус, престиж. Но статус палаты должен определяться не шикарным офисом, помпезными мероприятиями и дорогой машиной её президента. Авторитет палаты определяется её пользой для адвокатского сообщества, что никак не связано с местом нахождения её офиса.

Согласно обзору рынка аренды офисов в Москве, самый дешевый офис класса А площадью 200 кв. м. За год аренды в центре Москвы обходится около 6 млн рублей (обзор на 30 июня 2017 г). Офис с такими же параметрами на территории от Третьего транспортного кольца до МКАД обойдется уже в 2,8 млн рублей в год — это почти вдвое дешевле, чем в центре [9].

Именно поэтому нахождение палат в центре является неоправданной роскошью. Например, адвокатская палата г. Москвы и Федеральная палата адвокатов арендует одно из самых дорогих в России помещений в центре Москвы (Сивцев Вражек, д. 43), что является экономически неоправданным расточительством.

В целях оптимизации расходов, палатам целесообразно переехать в более экономные районы, а для статусных мероприятий арендовать помещения, согласно представительному уровню мероприятия.

Оптимизация расходов на содержание помещений адвокатской палаты может осуществляться при помощи сдачи в аренду её помещений. Это могут быть помещения или временно не используемые адвокатской палатой, например, зал заседания совета палаты или все помещения палаты в нерабочее время.

Часть помещений палаты не используется большую часть времени. К ним могут относиться, например, зал заседаний совета палаты, помещение для сдачи квалификационных экзаменов и т. п. Эти помещения вполне могут быть сданы рядовым адвокатам, например, для проведения юридических консультаций со своими доверителями. Для этого создаётся график занятости каждого помещения палаты, который вывешивается в свободном доступе в сети Интернет, где адвокаты могут или в онлайн режиме, или в режиме ручной записи у ответственного лица забронировать за собой помещение палаты на определённое время.

Очевидно, что по окончании рабочего дня (17 часов), а так же в выходные дни помещения палаты пустуют. Время простоя помещений составляет примерно 58 часов в неделю (шесть часов в будний день с 17 до 23 часов и два выходных дня по 14 часов). Эти простаивающие помещения, включая кабинет президента палаты, бухгалтерию, секретариат и т.п. можно сдавать в аренду под адвокатских офис тем адвокатам, которые встречаются со своими доверителями по вечерам.

Будет ли у адвокатов спрос на эти помещения? Помещения адвокатской палаты, с позиции аренды, весьма привлекательны для ведения адвокатской деятельности. Они являются помещениями офисного типа, а само наименование «Адвокатская палата», придаёт солидности адвокату, ведущему в ней приём.

Аренда помещений адвокатской палаты будет полезной и самим работникам палаты. Они приучатся держать своё рабочее место в порядке, хранить документы в надёжном месте и т. п. Что касается уборки помещений, то она с успехом может осуществляться в утренние часы до открытия палаты.

Естественно, что сама процедура выбора адвокатов-арендаторов должна проходить публично, согласно таблице занятости помещений, желательно в формате электронных торгов.

Развитие средств связи и электронных технологий, в частности legal-billing, позволяет адвокатам в ближайшем будущем вообще отказаться от «материального» офиса своих адвокатских палат, перейдя в синтетический материально-виртуальный формат организации работы палаты. Для перехода к виртуальному офису необходимо несколько последовательных шагов.

Онлайнизация контактов палаты с внешним миром.Все обращения в палату должны подаваться дистанционно или на сайт палаты или на её страницу в социальной сети или на её электронную почту. В качестве портала письменной или печатной корреспонденции может служить абонентский ящик в почтовом отделении связи.

Переход части заседаний совета палаты в онлайн режим.Заседания могут проходить в Скайп-формате, а очные встречи членов совета могут проходить лишь по требованию члена совета в арендуемом для этого заседания помещении. Имеется не только опыт проведения заседаний советов в онлайн-режиме, но и закрепление подобной формы нормативно. Так, согласно ст. 3.11 Регламента Совета Сахалинской адвокатской палаты: «Участие члена Совета может быть обеспечено путем видео конференц-связи с использованием различных компьютерных программ. На заседании Совета допускается участие посредством видео конференц-связи не более одного члена Совета»[6].

Виртуализация работы квалификационной комиссии.Введение института электронного суда присяжных для адвокатов, а так же переход на полностью электронный формат приёма экзамена на получение статуса адвоката, сделает исключением необходимость очных встреч членов квалификационной комиссии.

Работники на удалённом доступе.Работа секретаря палаты, бухгалтера может происходит в режиме удалённого доступа или в формате фрилансерства или аутсорсинга. В этой связи палате необходимо будет озаботиться установкой на электронных ресурсах палаты бота, который сможет отвечать на большинство вопрос, поступающих на адрес палаты в электронном виде, разгружая тем самым работников палаты.

Президент на своём месте.Президент палаты может находится в офисе того адвокатского образования, в котором он работает, соответственно с компенсацией адвокатской фирме времени, в течении которого президент использовал помещение конторы по делам палаты.

Вознаграждение работы президентов адвокатских палатпроизводится сегодня «на глазок» и этот «глазок», как правило, глаз самого президента палаты. Ситуация с оплатой услуг главного адвокатского чиновника является «тёмной» в связи с отсутствием прозрачности в вопросе о том, сколько усилий тратит президент для выполнения своих обязанностей перед адвокатами и, соответственно, на какое вознаграждение он может претендовать. Возможно поэтому, размер вознаграждения президентов палат является тайной за семью печатями и поддаётся исследованию с огромными усилиями.

Все обязанности президента адвокатской палаты необходимо разделить на два вида: законные и дополнительные. Законные обязанности — это те, которые возложены на президента законом. Рассмотрим то количество времени, которое президент может тратить на выполнение своих законных обязанностей за один месяц.

Председательство в совете адвокатской палаты — два часа.

Председательство в квалификационной комиссии — два часа.

Председательство на конференции адвокатов — 10 минут (из расчёта одно собрание в год).

Представительство с внешней средой — четыре часа.

Организация дисциплинарного производства — четыре часа.

Итак, на выполнение тех полномочий, которые возложены на президента Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» президенту требуется 12 часов 10 минут.

Следующим шагом мы можем выяснить, каков размер повременной оплаты труда президента палаты. Например, вознаграждение Президента адвокатской палаты Сахалина за 2018 год составляло 113 400 рублей в месяц [7]. Из представленного расчёта выходит, что его тариф составляет 155 рублей за минуту работы, то есть 9 300 рублей за час.

Представляется вполне разумным перейти к повременной системе оплаты труда президента. Для этого необходимо чётко расписать круг его должностных обязанностей, установить время, необходимое для их выполнения и, исходя их этого времени, установить должностной оклад.

Один из путей оптимизации расходов на содержание президента адвокатской палаты — диверсификация его полномочий, то есть их распределение между другими членами корпорации, например, на членов совета адвокатской палаты. Де факто, в большинстве палат так и происходит, один член совета занимается дисциплинарными делами, другой — вопросами повышения квалификации адвокатов и т. п.

При этом, законные обязанности президента адвокатской палаты (обязанности предусмотренные законом) могут быть диверсифицированны частично, а дополнительные, которые подчас взваливают на себя президенты, в обязательном порядке должны быть переданы другим членам корпорации.

Могут ли добровольные помощники возлагать на себя обязанности президента на безвозмездной основе и не превратиться ли это не в оптимизацию, а в раздувание штатов и расходов? Дело в том, что безвозмездно выполняя свои публичные обязанности добровольные помощники повышают свой внутри корпоративный статус, испытывают чувство гордости за причастность к делам корпорации, находятся в информационном центре, который так же может пригодиться в их деятельности. Все эти помощники должны избираться на конкурсной основе и на определённый срок. В случае, если на определённый «фронт работ» не найдётся помощника, то здесь следует задуматься о том, нужна ли эта деятельность для адвокатской палаты вообще, если на должность её исполнителя нет желающих.

Осталось этот вопрос регламентировать, и официально «разгрузить» президента, тем самым лишив его возможности требовать высоких ставок оплаты своих управленческих услуг. Президент при этом, будет разгружен и сможет больше времени уделять своей адвокатской деятельности. Последнее может иметь далеко идущие полезные последствия, например, вовлечённость президента в работу «на земле» и его более спокойное отношение к расставанию с этой должностью.

Оптимизация расходов на заработную платубухгалтера адвокатской палаты. Как-то так повелось, что в каждой адвокатской палате России есть комнатка, в которой восседает бухгалтер палаты. С этой персоной уже все давно свыклись, но если к ней присмотреться, то по её поводу возникает ряд вопросов.

Известно, что адвокатская палата не является производственным комплексом с большими оборотами и сложной отчётностью. Поэтому весьма сомнительно, что палата нуждается в должности бухгалтера, особенно в палатах с небольшим количеством адвокатов. В случаях с адвокатскими палатами вполне возможно положение, в котором бухгалтер будет приходящий или вообще будет производить бухгалтерские услуги в формате аутсорсинга. В этом случае экономятся существенные финансовые средства и, как было уже изложено выше, место в офисе адвокатской палаты.

Однако, даже если бухгалтер нанят или на постоянную работу или на аутсорсинг, необходимо проверять размер заработной платы, который президент устанавливает своему бухгалтеру. Например, согласно смете Сахалинской Адвокатской палаты, расходы на бухгалтера составляют 65 100 рублей в месяц, плюс отпускные 67 000 рублей [7]. Простой просмотр вакансий бухгалтеров в городе Южно-Сахалинск даёт нам иные, гораздо более скромные предложения для бухгалтеров. Например, ООО ЧОП «Арсенал» готов платить своему бухгалтеру от 30000 до 35000 рублей в месяц, то есть в два раза ниже, чем платит Сахалинская адвокатская палата свое бухгалтеру.

В некоторых адвокатских палатах не ограничиваются даже одним штатным бухгалтером. Например, согласно штатному расписанию Адвокатской палаты Волгоградской области, предусмотрено две бухгалтерской должности - главного бухгалтера и старшего бухгалтера.

Особое положение бухгалтера в нашей бизнес-культуре требует вывести его из-под контроля президента палаты, так как, как свидетельствует практика, большинство финансовых махинаций происходит в связке директор-бухгалтер. То есть вопрос о подборе бухгалтера должен быть отнесён к компетенции, например, председателя ревизионной комиссии адвокатской палаты, но ни в коем случае не президента палаты.

Финансовая оптимизация заработной платыобслуживающего персонала адвокатской палаты. Неумолимые закономерности развития бюрократических систем предопределяют тенденцию постепенного расширения последними своих штатов. Например, согласно штатному расписанию Адвокатской палаты Волгоградской области, помимо должности главного бухгалтера и старшего бухгалтера, предусмотрены следующие технические должности:

- Руководитель аппарата АПВО;

- Юрист-консультант АПВО;

- Юрист-секретарь Совета;

- Заведующая хозяйством;

- Секретарь по ст. 51 УПК РФ и 50 ГПК РФ и адвокатским кабинетам;

- Юрист-секретарь квалификационной комиссии;

- Редактор газеты "Волгоградский адвокат"[8].

Формально, обслуживающий персонал нанимают для «борьбы» с валом бумаг, в результате чего через короткое время увеличивая этот вал в разы — круг замыкается. Чтобы прервать тенденцию к неимоверному раздуванию штатов, каждая штатная должность адвокатской палаты, как и президент палаты, должен иметь чёткий перечень своих должностных обязанностей. Без этого перечня невозможно определить, в дело ли идут адвокатские взносы при оплате услуг этого персонала.

В этой связи, необходимо подключить адвокатов-экспертов, находящихся вне рамок возможного административного давления со стороны чиновников палаты, которые могут дать заключения об обоснованности наличия каждой должностной единицы в структуре палаты.

Финансовая оптимизация содержания сайта адвокатской палаты.Содержание сайта для адвокатской палаты — существенная статья её расходов. Федеральная палата адвокатов, стимулируя развитие корпоративных адвокатских сайтов, даже проводит конкурс на лучший из них. Сегодня настало время задуматься, а окупают ли сайты те затраты, которые тратятся на их содержание? Для этого необходимо определиться с функционалом сайта адвокатской палаты, которых было выделено три: статусная, информационная и потребительская.

Анализ сайтов адвокатских палат позволил на первое по значимости место поставить статусную функцию сайтов. То есть функцию «солидно выглядеть». Часть сайтов адвокатских палат, подобно их офисам — выглядят шикарно и дорого по последней моде веб-дизайна. Представляется, что вкладывать адвокатские деньги в статус своих органов управления, в пафос — это расточительство. На противоположной стороне - «заброшенные сайты» с дизайном начала нулевых.

Информационно-новостная функция — это размещение на корпоративных веб-страницах актуальной информации, полезной для рядовых адвокатов. Однако, простой просмотр статистики посещений сайтов адвокатских палат, свидетельствует о жалком количестве их посетителей. Не может подобный сайт выступать в качестве новостного агрегатора. Часть сайтов адвокатских палат вообще в этом смысле выглядит «руинами», на которых информация не обновляется месяцами, а если и обновляется, то перепечатками статей с официальных ресурсов Федеральной палаты адвокатов.

Информационно-потребительская функция заключается в размещении информации для «клиентов» адвокатских палат - кандидатов на получение статуса адвокатов. Это весьма важная функция, но её выполнение не требует больших расходов. Информация для кандидатов, будучи раз размещённой долгие годы остаётся актуальной и не требует обновления. К слову, на большинстве сайтов палат содержаться лишь формальная информация для кандидата, нет ни скрытых цензов, ни стоимости получения статуса адвоката. Эту информацию кандидаты узнают лишь лично явившись в палату.

Сегодня мы наблюдаем необходимость в оптимизации расходов на содержание адвокатских сайтов. Эта оптимизация видится в замораживании расходов на их обновление. Но самым важным в оптимизации видится уход информационной функции сайта адвокатской палаты в социальные сети. Социальные сети являются идеальной площадкой для выполнения информационной и, как следствие, солидаризирующей площадкой для адвокатов региона.

Каждая адвокатская палата должна создать в социальных сетях два вида аккаунтов — открытый и закрытый. В открытом аккаунте должна быть размещена актуальная публичная информация: о приёме документов для поступления в адвокатуру, объявление о заседании совета и квалификационной комиссии и т. п. Для решения корпоративных проблем будет служить закрытый аккаунт, в который могут иметь доступ лишь ограниченный круг лиц, например, лишь адвокаты реестра.

В социальных сетях уже давно выявились активно представленные в них адвокаты фактически из каждого региона. Их можно поставить администраторами и модераторами информационно-коммуникационных площадок адвокатских палат в социальных сетях. Нужно ли отмечать, что расходы на подержание данных информационных ресурсов адвокатов региона не будет.

Финансовая оптимизация функционирования института повышения квалификации. Создание режима повышения квалификации адвокатов, согласно действующему законодательству - это одна из функций органов адвокатского самоуправления. Исторически так было не всегда. Например, во времена присяжной адвокатуры корпорация считала, что уровень квалификации — это дело самого адвоката. Однако, современный этап развития адвокатуры (2003 года), ознаменовался попыткой централизованной организации повышения квалификации[3].

Так, ряд палат ввели специальные целевые взносы для адвокатов для повышения квалификации адвокатов. Практика ряда палат, например, адвокатской палаты Волгоградской области показывает, что эти финансы расходуются хаотично, без кого-либо плана и рефлексии о результатах. И здесь выявляется две проблемы, корень которых един. Первая проблема — отсутствие качественных услуг по повышению квалификации. Отсутствуют и действенные методики и тренеры по повышению квалификации адвокатов. Вторая проблема — слабая заинтересованность самих адвокатов в повышении своей квалификации.

Для финансовой оптимизации института повышения квалификации адвокатов, предлагаем систему долевого участия рядовых адвокатов в повышении квалификации. Долевое участие — это распределение расходов по повышению квалификации между адвокатской палатой и самими адвокатами. Этот проект должен проходить по следующей процедуре.

1. Предложение образовательного продукта. Тренер или образовательная организация предлагает в адвокатскую палату какой-либо курс, который она считает полезным для адвокатов. Совет адвокатской палаты рассматривает это предложение и или принимает его или отклоняет. И само предложение и результаты его рассмотрения публикуются.

2. Определяется стоимость данного курса и до сведений адвокатов доводится информация о том, что есть предложение провести данный курс и то, что половина стоимости оплачивает палата, а половина сами адвокаты. Например, курс рассчитан на 20 человек и его стоимость 40000 рублей. Если наберётся 20 адвокатов, которые внесут в палату по 1000 рублей, то палата вносит свою часть — 20000 рублей и назначает дату проведения обучающего мероприятия.

Выводы.

Задачей настоящего исследования не ставилась необходимость описать все возможные пути финансовой оптимизации содержания адвокатских палат. Основной задачей являлось проблематизировать подходы к финансовой оптимизации, которые могут быть применены в ходе управления конкретной палатой.

В ходе исследования выяснилось, что важнее оказалось не те конкретные финансовые рецепты, а выявление принципов финансовой оптимизации: финансовая транспарентность, соотносимость доходной и расходной частей бюджета адвокатских палат и принцип закрытого списка расходов.


#Роман_Мельниченко #ФПА_диета #финансовая_опритизация #адвокатура #органы_адвокатского_самоуправления
https://youtu.be/bLMfvMf7WlQ