Найти тему
Лиля Санникова

Золотая хохлома

Недалеко от Нижнего Новгорода есть древнее село Хохлома. Оно издавна славится изготовлением необыкновенно красивой посуды. Хохломская роспись – народный промысел, представляющий собой декорирование деревянной посуды и мебели с использованием трёх характерных цветов – черного, красного, золотого. Развитию промысла по Руси способствовало богатство лесных ресурсов, которые становились главным источником изготовления посуды и мебели. Это подтверждает Павел Иванович Мельников-Печерский в романе «В лесах», «На горах», описывая «бытовую хронику русского люда, придерживающегося «старой веры» и разбросанного по берегам Волги». «Леса заволжские кормят. Ложки, плошки, чашки, блюда заволжанин точит да красит. Живет заволжанин хоть и в труде, да в достатке. Миллионщиков за Волгой нет, а тысячников много. Среди них купец Потап Максимыч Чапурин, у которого «по речкам Шишине и Чернушке восемь токарен стояло. Посуду круглую: чашки, плошки, блюда в Заволжье на станках точат – один работник колесо вертит, другой на станках точит…. Чтоб к весне выставить на пристань тысяч на пять рублей посуды, работников по сороку и больше держал Потап Максимыч да скупал по деревням крашеную и некрашеную посуду. Езжал торговать к Макарью». В ответ на предложение заняться рыбным промыслом, купец-тысячник возражает: «Зато мои токари да красильщики Богу на меня не пожалуются, – молвил, нахмурясь, Чапурин. Больших барышей мне не надо. Будет с меня и маленьких. И своими делами довольны». Деревянная посуда была широко распространена на Руси. Хохломской росписью украшали изделия из липы, подвергнутые токарной обработке. Поэтому у каждой вещи два автора – живописец и мастер-токарь, хорошо знающий материал и тонко чувствующий объёмную пластическую форму. Первое упоминание о расписной посуде относится к 1659 году, когда боярин Б. И. Морозов, которому принадлежало «селишко Семеновское», требовал собрать с заволжских вотчин блюда разных размеров и братины «на оловянном деле». Известная легенда, раскрывающая историю происхождения хохломской росписи, гласит, что иконописец по имени Андрей Лоскут, не признававший порядки, установленные Никоном, сбежал из столицы в леса Приволжья, где стал писать удивительной красоты иконы по старому образцу. Весть об этом дошла до патриарха, и тот отправил за мятежным художником солдат. Не покорившись силе, Андрей Лоскут сотворил самосожжение «рассыпавшись искрами как золотом», завещая своё мастерство людям. Оттого и горят хохломские узоры золотом и огнем на радость и почет мастерам-самородкам. Эта легенда подтверждает одну из распространенных версий, по которой искусство хохломской росписи зародилось в скитах старообрядцев, когда на рубеже 18-19 столетий поволжские земли были настоящей сокровищницей народного искусства и художественных умений. Декорирование посуды осуществлялось тонким растительным узором, выполненным красным и черным, а порой зеленым тонами и золотом. Никто, кроме жителей Хохломы, не мог делать посуду золотой. Золотисто-медовый оттенок – визитная карточка хохломской росписи. От чудодеев-пращуров нам достались старинные крестьянские узоры. Плавно переходят друг в друга тонкие линии трав и листьев с пористыми веточками и цветами – этот орнамент называется « травник». С помощью привлекательного декоративного приёма создаются великолепные вещи, полные неповторимой свежести и красоты. Другой узор получил название «кудрины» (от слова «кудри» – вьющиеся завитые волосы). Он напоминает каменную тонкую резьбу в русских церквах и рисунки в старинных летописях. Современные художники сумели сохранить лучшие традиции неповторимой хохломской росписи, используя исключительно растительные орнаменты и ключевую особенность – золотой фон. Наиболее старый тип узора пишется завитками, мазками, мелкими ягодками, колосками по посеребрённому фону, который достигается лужением – в древесину втирают алюминиевый порошок. Традиционным узором для росписи являются кисти рябины и земляники и многочисленные растительные орнаменты, также знаменитая жар-птица. Подмечено, что гибкие и плавные движения растительного узора хохломы не поддаются механическому тиражированию, ведь они возникают всякий раз заново из таких же гибких и плавных движений кисти.

Городом «огненной росписи» считается Семенов Нижегородской области, которому в 2014 году присвоен статус столицы Золотой хохломы. Уже в 1764 году производство посуды было отмечено в Семеновском уезде как «главный промысел всех жителей». В 1853 году хохломские изделия впервые были представлены на Всероссийской выставке в Москве, и далее чередой шли успешные выставки в Париже (Гран-при в 1889 году), Петербурге, Нижнем Новгороде. Восхищенная творчеством народных мастеров императрица Мария Федоровна в 1882 году наградила мастера Михаила Красильникова золотыми часами за искусство. На территории фабрики «Хохломская роспись» установлен памятник Семену-ложкарю, нижегородскому крестьянину, который изготовлял и поставлял деревянные ложки на царский двор для бояр, а затем – для воинов русского войска. Хохломской росписью украшаются многочисленные изделия, напоминающие о быте наших предков и входящие в наш повседневный быт. Это декоративные ковши, деревянные ложки, сервизы для варенья, поставцы, миски, сахарницы. Создаются и декоративные панно. Среди нетрадиционных предметов, украшенных хохломской росписью можно выделить фюзеляжи восьми бортов Британской авиакомпании «British Airways». Александр Норенков написал стихи.

Рисунок светом играет, полет фантазий высок.

Художник краски мешает, наносит кистью мазок.

Узор искрит, золотится, сияет мастера пыл.

Горит огнем, серебрится, приятен он, нежен и мил.

Стаканы, вазы, розетки, их яркий свежий наряд

Чарует. Ложки «кокетки», попарно строятся в ряд.

Шкатулки, мебель, посуда, подносы, трости, столы…

Вот слава русского люда! Вот сила Русской земли!

Матрёшка – главная ценность! Матрешка – наша краса!

Цветов приятная нежность, улыбка, стиль, доброта!

Искусство русского быта – плетенки, вязь, бахрома…

В веках отнюдь не забыто. Венец ему – хохлома!