В окружении Александра Македонского было два человека по имени Клит. Чтобы их как-то различать (а, может, и по другой причине), оба получили диаметрально противоположные прозвища - Черный и Белый.
Черного Клита мы знаем лучше. Он был одним из близких друзей Александра, приходился братом царской няньке Ланике, затем отправился в персидский поход, при этом командовал агемой - элитным подразделением конницы друзей - гетайров. В 334 году до нашей эры в первой битве с персами на реке Граник Черный Клит спас Александру жизнь, отрубив руку персидскому всаднику, которую тот занес, чтобы убить македонского царя.
"Перс выхватил меч и устремился на Александра, но царь, схватив дротик, успел ударить его в лицо и нанести сквозную рану. Тогда брат павшего, Ресак, подскакав к Александру, так страшно ударил его мечом по голове, что раскроил шлем и слегка задел кожу. Ресак собирался другим ударом рассечь голову, но Клит, по прозвищу Черный, вынесшись на лошади, отрубил варвару руку", - рассказывает Диодор Сицилийский.
Черный Клит был одним из самых близких Александру людей. Но 328 году до н.э. в Средней Азии произошла трагедия. В пылу пьяной ссоры Александр убивает своего друга. Этот кровавый эпизод вошел во все хрестоматии и здорово испортил репутацию царя.
Биография Белого Клита не столь ярка и известно об этом человеке меньше, чем о его "черном" тезке. Мы не знаем о его происхождении (хотя очевидно, что он был весьма знатен), не знаем, в каком году родился (вероятно, он был ровесником отца Александра Филиппа II), зато можем предположить, что Клит любил пожить красиво.
"Товарищи Александра предавались непомерной роскоши, - рассказывает древнегреческий писатель Афиней из Навкратиса. - Так, Агнон носил башмаки на золотых гвоздях, а Клит, по прозвищу Белый, чтобы заниматься делами, выходил к посетителям, одетый в пурпурный плащ".
В 334 году до н.э. Белый Клит вместе с Александром двинулся покорять Азию, причем, как и Черный Клит, он был командиром одного из подразделений конницы гетайров - гиппархией. Хотя в начале похода, как можно догадаться по обрывочным сведениям Арриана, командовал пехотным полком.
Так уж вышло, что Белый Клит проявляет себя после смерти Клита Черного. Например, во время похода Александра в Индию, где вверенный ему отряд конницы доблестно сражается с воинственными маллами. А в 324 году до н.э. вместе с Кратером, ближайшим соратником Александра, Клит отправляется из Вавилона в Македонию вместе с корпусом ветеранов. Но добраться до дома не успевает. Смерть царя летом 323 года до н.э. застает Клита в Киликии, где он вместе с Кратером руководит постройкой флота для будущего западного похода (вероятно, против Карфагена).
После того, как, узнав о смерти Александра, греки поднимают восстание и запирают наместника Македонии Антипатра в фессалийской крепости Ламия, пути Кратера и Клита расходятся. Первый с пехотой спешит по суше в Грецию, чтобы помочь Антипатру, второй также направляется в Элладу, но по морю - он возглавляет только что построенный флот.
В ходе Ламийской войны (323-322 гг. до н.э.) Белый Клит одерживает свои самые выдающиеся победы. Его триеры дважды расправляются с эскадрами афинян и фактически ставят крест на Афинах как на выдающейся морской державе.
"Клит командовал македонским флотом, который насчитывал 240 кораблей. Вступив в бой с афинским адмиралом Эветионом, он победил его в двух морских сражениях и уничтожил большое количество кораблей противника вблизи островов, которые называются Эхинады", - рассказывает Диодор Сицилийский.
Весной 321 года до н.э. погибает Кратер, чуть позже - регент Македонского царства Пердикка. Его место занимает Антипатр, который в сирийском Трипарадисе распределяет сатрапии между наследниками Александра. Достается кое-что и Клиту, хотя не "кое-что", а плодородная провинция Лидия на западе Малой Азии - та самая, в которой в свое время жил самый богатый человек на земле царь Крез.
Мирная и счастливая жизнь Белого Клита продолжалась недолго. На севере Лидия граничит с Фригией, и это соседство приносит Клиту большие неприятности. Сатрап Фригии Антигон в 318 году до н.э. начинает войну против нового регента пока еще объединенной, хоть уже и треснувшей империи Полиперхонта, занявшего этот пост после смерти Антипатра. Клит в этой войне на стороне регента, а его цветущая Лидия - первая на пути взбунтовавшегося Антигона. Оставив гарнизоны в главных городах и крепостях, Клит возглавляет флот, и ему удается одержать еще одну победу - на этот раз над Никанором, флотоводцем Антигона.
"Морское сражение произошло недалеко от Византия, в котором Клит победил, потопив семнадцать кораблей противника и захватив не менее чем сорок вместе с экипажами, а остальные бежали в гавани Халкедона", - пишет Диодор.
Увы, толком насладиться победой, а, тем более, пожать ее плоды, Клит и его воины не успели. Всего за несколько часов победители превратились в побежденных. На помощь разбитому Никанору подоспел со свежими силами сам Антигон. Рассказ о последнем бое Белого Клита мы находим у древнегреческого писателя Полиэна:
"Антигон, будучи совершенно равнодушен к потере, понесенной его флотом, велел остававшимся шестидесяти кораблям снова приготовиться ночью к бою, посадив на них храбрейших из своих телохранителей и угрожая смертью всякому, кто не примет участия в сражении. Вместе с тем он послал приказание в близ лежавший союзный город - Византию, чтобы для пособия флоту щитоносцы и легко-вооруженные воины с тысячью стрельцами изготовились к рассвету бросать с берега копья и стрелы на неприятельские корабли".
Эти приготовления и передислокации заняли всего одну ночь. С первыми солнечными лучами воины Антигона пошли в атаку.
"С появлением зари, копья и стрелы градом посыпались с берега на неприятелей, из коих некоторые еще спали, а прочие только что просыпались, и потому легко были поражаемы. Тут одни из них начали отвязывать скорее корабельные канаты, другие поднимать к верху лестницы, иные вытаскивать якоря, словом у них произошло общее смятение, сопровождаемое криком. Тогда Антигон велел шестидесяти своим кораблям подойти как можно ближе к неприятельским и сделать на них решительное нападение. Таким образом побежденные, поражая врагов с берега стрелами и копьями и тесня их с моря, одержали верх над победителями", - завершает свой рассказ Полиэн.
После этого разгрома Клит бежит в Македонию к Полиперхонту, однако добраться до регента не успевает. По пути его перехватывают солдаты еще одного диадоха, Лисимаха, - в то время союзника Антигона, - и убивают.
Источники: Арриан. Поход Александра/ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека/ Полиэн. Стратегемы/ Афиней. Пир мудрецов
Алексей Денисенков
Подписывайтесь на канал История и истории!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Железная семерка. Как сложилась судьба телохранителей Александра Великого
Трижды цареубийца. История Кассандра — самого жестокого диадоха