Рассказ, про обыкновенного человека труда.
Июнь 2005 года, 7.20 минут утра, автобаза МПС, нет не так уже, правильно будет: ОАО РЖД России)).
Константин Александрович, а для работников автобазы просто Саныч, поставил свой Москвич 412 на привычное место, возле КПП, прошёл через "вертушку", поздоровался с механиком по выпуску, и неспешной походкой направился в ремонтную зону. Мимо один за одним, коротко поприветствовав клаксоном, проехали три новых мощных МАЗа с полуприцепами, следом автокран, и грузовики разного калибра, и предназначения.
Саныч зашёл в свой маленький кабинетик, поверх одежды одел рабочий халат, на голову свою знаменитую кепку, сел за стол, открыл общую тетрадь, в которой, по заведённой давным-давно привычке, записывал всё что сделано за прошедший день, и что предстояло сделать сегодня. Внимательно прочитал. Достал из ящика стола неизменный свой инструмент: штангенциркуль, набор щупов, рулетку и... старинную лупу.
Взглянул на часы: 7.50, пора. Начался обычный рабочий день механика по ремонту автотранспорта...
...А сколько было таких рабочих дней с 1962 года, когда Костя отслужив в СА положенные три года пришёл работать автослесарем в автобазу МПС. Работал сначала в зоне текущего ремонта, потом в моторном цеху, женился, поступил на заочное отделение в техникум.
А в 1968 году назначили его механиком ремзоны. Поначалу всерьёз Костю шофёры не воспринимали, а особенно "старики", некоторые из которых войну прошли:
-Да откуда ему пацану, что-то знать, он же ни дня за баранкой не был! Всё книжки да журналы свои читает: теоретик!)) -Сказал пятидесятилетний шофёр с КраЗ-214.
-Не скажи Петро, грамотный парнишка, и главное вдумчивый, а опыт он с годами приходит. -Ответил ему ровесник со тридцатого ЗиЛа. -Будет с Кости толк.
Так и работал Костя набирался опыта, а вместе с ним и уважение людей.
Сам Костя в конце 70-х, уже Константин Саныч или просто Саныч, уже очень редко брался за гаечные ключи. Но вот найти причину поломки и организовать грамотный ремонт, это у него получалось практически всегда.
Единственным "но" было, это его неторопливость. Мог Саныч чуть ли не целый час простоять возле захандрившего грузовика, или вышедшего из строя агрегата, осматривая, ощупывая, меряя, рассматривая что-то, и даже с применением своей старинной лупы)). Но если уж принял решение, то как шутили мужики: "У Саныча срыва ноль целых хрен десятых!"
Были у Саныча и свои странности. Любил он пить крепчайший чай и обязательно с конфеткой, по сути чифирь, хотя в местах, не столь отдалённых не был, и даже в милицию не разу не попадал.
А ещё он дымил как тот паровоз, курил Саныч где хотел и когда хотел, за что на протяжении многих лет имел постоянные замечания от начальства, а инженер по ТБ так тот вообще на него поначалу столько докладных написал, наверное, целая папка получилась!
Со временем с таким нарушением смерились, нет не смирились, а скорее всего начальство делало вид что не замечает безбожно дымящего Саныча...
Началась перестройка, а с ней и перемены. И пошло и поехало: полки в магазинах пустеют, зарплата одно название. На предприятии после работы что не день то собрания, а то и митинг. Никто не понимает что в автобазе происходит, да что там автобаза! Что в стране творится непонятно. Начальство тоже ничего вразумительного сказать не может.
По примеру многих предприятий начали создавать в автобазе СТК. Одну из первых, в этот совет, предложили кандидатуру Константина Александровича.
Собрание в красном уголке, вызывают из зала к импровизированной трибуне Саныча, то сразу вышел:
-Спасибо конечно Вам всем за доверие , но сразу же скажу «нет».
И тут же возмущённые голоса из зала:
-Ну ты чего Саныч! Ты же сколько лет уже работаешь в автобазе, всё знаешь...
-Да у тебя все уважают, руководство к тебе прислушивается…
-Ты же самый честный…
-И мужик ты твёрдый, тебя никакие начальники на свою сторону не переманят…
-Ты же работяга, как и мы…
Давай Саныч, мы поддержим…
Подождал Саныч пока пламенные речи утихнут и ответил спокойно:
-Нет и ещё раз нет. Вы правильно заметили, что я столько лет работаю, да и ещё хочу именно работать. Кто давно в автобазе, тот знает, что я даже в партию не вступил, а потому что… хочу работать и больше ничего.
Да и какой из меня начальник? Никакой, это я только среди шофёров и слесарей в ремзоне могу начальствовать… да и курю я в неположенных местах)), короче нет мужики и не просите. –Саныч одел свою кепку и вернулся на место.
Больше его уговаривать никто не стал, потому что знали, если Саныч сказал, это всё равно что отрезал…
Начались 90-е, а перемены не кончились, автобаза худо-бедно, но держится на плаву.
У людей иномарки появились, а с ними и частные СТО, но хорошим станочным парком мало кто мог тогда похвастаться. Вот тут то и зачастили «ходоки» с автосервисов в автобазу: выточи, расточи, привари, отфрезеруй, восстанови…
Надо отдать должное руководству автобазы, прикрывало оно глаза на такую шабашку. И не из-за доброты душевной, а потому что хоть как-то надо было квалифицированные кадры на месте удержать, а официальной и мизерной зарплатой этого ну никак не сделать.
О Саныче как о грамотном механике слава среди СТОшников и автомобилистах пошла. Переманивать его многие к себе пытались, да всё без толку, все получали его твёрдое «нет»…
Начались нулевые, вот и возраст подошёл Санычу на пенсию уходить. Не пришлось Константину Александровичу руководство упрашивать, что бы его на заслуженный отдых пока не отправляли, оставили его, так же в должности механика, а на большее он и не претендовал.
Проработал Саныч ещё шесть лет и сам попросился на пенсию. Проводили его всем коллективом очень достойно. А директор АТП на собрании показал всем трудовую книжку Константина Александровича, где были только две основные записи: принят на работу... уволен в связи с выходом на пенсию. Ну это не считая записей о переименовании предприятия, присвоения Санычу квалификации, и поощрений.
Были и многочисленные подарки, но самый главный подарок был для Саныча это УАЗ-452 боровой, не новый, но в отличном состоянии. Как уж там начальство этот вопрос обстряпало сие не известно. Но Санычу УАЗик очень был кстати: дачей он обзавёлся лет так пятнадцать назад, ну а на «Москвиче», много, да и не всё привезти можно. А ещё и рыбак Саныч был заядлый))…
Про что рассказ? Да про Человека труда, который за всю жизнь не совершил никакого подвига, а просто всю жизнь работал, вкладывая в эту работу всё своё умение, старание, и даже душу, и делал он это с оглядкой на свою совесть. Я так думаю на таких вот незаметных Санычах почти всё и держится.
Друзья, коллеги, подписчики, если у вас есть что добавить, или у кого-то есть подобные истории. А кто-то имеет своё мнение, на описанное в рассказе, то милости прошу в комментарии!
Спасибо огромное всем за внимание! Не забывайте пожалуйста ставить "лайки", помогите продвинуть канал, ваши оценки и внимание очень важны для меня!
Благодарность автору за его труд:
Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо !
Все коллажи созданы автором, фото позаимствованы из интернета и свободных источников.