Эти музыканты уже были широко известны на момент своего участия в международном песенном конкурсе.
Приближается очередной международный конкурс песни «Евровидение». На моём канале акцент традиционно делается на историю музыки, поэтому в майские дни, я решил вспомнить некоторые его эпизоды и участников из прошлых лет. Не секрет, что на «Евровидение» страны часто отправляют начинающих и малоизвестных исполнителей. Подобная тенденция была всегда. Целый ряд звезд мировой музыки выступали там на начальном этапе карьеры, когда ещё не имели такой широкой славы, какой достигли в дальнейшем. В их числе группа «АВВА», Лара Фабиан, Селин Дион, Хулио Иглесиас и другие. Но были и те, кто поехал на конкурс уже в статусе большой звезды. Именно о них я хочу сегодня вспомнить. Примечательно, что участие широко известных артистов на «Евровидении» далеко не всегда были успешны, а даже скорее, наоборот. «Провалов» было не меньше, чем относительно удачных и уж тем более триумфальных выступлений.
Аль Бано и Ромина Пауэр (1985 год, представляли Италию) – 7 место.
Альбано Карризи, более известный как Аль Бано, и Ромина Пауэр - знаменитый итальянский дуэт, представляли свою страну на Евровидении дважды. Впервые они поехали на конкурс в 1976 году, в начале совместного творческого пути, спустя год после выхода дебютного диска. Это был двадцать первый конкурс, проходивший в нидерландской Гааге. Победителем тогда стал представитель Великобритании. Аль Бано и Ромина Пауэр заняли седьмое место.
Взлет популярности исполнителей произошел в период между двумя их выступлениями на «Евровидении». В первой половине 80-х годов они «забомбардировали» хитами национальный чарт родной Италии, обрели международную известность, в том числе добрались с гастролями до Советского Союза. В 1982 году вышла легендарная песня «Felicita», ставшая нетленным мировым хитом, перепетым на многих языках. В 1985 году, когда их повторно выбрали для участия в конкурсе, дуэт был уже хорошо известен. На сцене концертного зала «Скандинавиум» в шведском Гетеборге супруги исполнили конкурсную композицию «Magic, Oh Magic». На этот раз они пели по-итальянски. Результат, однако, был тот же – 7 место.
Тото Кутуньо (1990 год, Италия) - 1 место.
Единственный в подборке триумфатор, принесший своей стране заслуженную победу – «настоящий итальянец», прославленный певец и автор песен Тото Кутуньо. Международный песенный конкурс покорился ему в 1990. К тому моменту исполнитель уже был всенародным любимцем, хорошо известным как в своей Италии, так и за рубежом. За его плечами было множество участий и несколько побед на фестивале «Сан-Ремо». В 1983 году там впервые прозвучал его «самый известный хит» -« I’Italiano». Недавно на канале была статья об этой песне.
Кутуньо довелось выступать на конкурсе в социалистическом Загребе, который тогда был столицей Югославии. Победная композиция «Insieme: 1992» повествует о европейском единстве. Тема на тот исторический период была очень актуальная и «животрепещущая», вероятно, это сказалось на результате.
Известно, что для конкурса изначальный текст произведения был отредактирован.
На следующий год Тото Кутуньо становится одним из ведущих конкурса в Риме, который он же туда и привез. Его напарницей стала Джильола Чинкветти, первая в истории Италии победительница «Евровидения», она выиграла конкурс в далеком 1964 году. Кутуньо стал вторым, кто принес своей стране победу на этом конкурсе.
Алла Пугачева (1997 год, Россия) – 15 место
В 1997 году Россия принимала участие в конкурсе в третий раз в своей истории, первые две «вылазки», осуществленные Марией «Юдифь» Кац и Филиппом Кирковым, успехом не увенчались, в 1996 году мы и вовсе на конкурс не попали. Филипп Бедросович до сих пор остается обладателем самого низкого результата из всех представителей, выступавших в финале (он занял 17-е место, хуже только Юлия Самойлова, которая совсем не прошла в финал). Правда позже певец реабилитировался и уже в статусе негласного «короля отечественной поп-музыки» неоднократно ездил на конкурс как продюсер и автор, поддерживающий участников как от России, так и от других (в основном – постсоветских) государств. Но речь сейчас не о нём, а о его тогдашней супруге – Алле Борисовне Пугачевой.
По меркам нашей страны в 80-е и 90-е годы она была «супер-пупер звездой», уважаемой и заслуженной исполнительницей, главной дивой отечественной эстрады. О международной популярности говорить сложно, её имя было известно, она ездила с гастролями за границу, мне встречались переводы заметок о Пугачевой в иностранной прессе. Для страны, не так давно пришедшей на Евровидение и ещё не успевшей толком понять его суть, решение отправить на «престижный музыкальный конкурс», «первую певицу национальной сцены» может показаться логичным. Однако уже тогда люди, близкие к музыкальному миру, понимали, что звезды такого ранга на Евровидение, как правило, не ездят.
Довольно резко на этот счет высказался музыкальный критик Артемий Троицкий:
«Я был среди тех людей, которые отбирали песню для "Евровидения". И я был против, чтобы туда поехала Пугачева, так как там выступают только исполнители из третьей - четвертой лиги…Исполнители типа Элтона Джона, Кейт Буш, Милен Фармер или Шарля Азнавура в этом конкурсе не участвовали и не будут участвовать — это просто анекдотично…Конкурс «Евровидение» имеет совершенно четкий формат, в который Борисовна не вписалась» (цитата приведена с сокращениями).
Привычный нам образ русской поп-дивы в черном балахоне закономерно оказался не близок европейцам. На сцене в Дублине Алла Борисовна «добыла» позорный результат, за который ей пришлось извиняться – 33 балла и 15 место из 25 возможных.
На «Евровидении» Пугачева представила свою авторскую песню «Примадонна», «титул» вынесенный в названии закрепился за самой Пугачевой, однако по признанию Аллы Борисовны, песню она посвятила Людмиле Марковне Гурченко.
По большому счету, участие Пугачевой в конкурсе было случайным и должно было ограничится авторской ролью. Строки «Пой для меня лишь пой, Примадонна» органично прозвучали бы от мужского лица. Планировалось, что на ирландской земле их озвучит тогда ещё молодой певец Валерий Меладзе, но по состоянию здоровья он не смог поехать на конкурс. Требовалась «замена на поле», и Пугачева спела эту песню сама. На конкурсе она прозвучала по-русски, по мнению всё того же Троицкого, язык не оказал особого влияния на результат. Несмотря на европейский провал, внутри нашей страны «Примадонна» Аллы Пугачевой стала достаточно заметным произведением. В 1998 была представлена франкоязычная версия песни.
«Тату» (2003 год, Россия) – 3 место
Если уж говорить о россиянах-участниках «Евровидения», имевших международную популярность и при этом добившихся неплохих результатов, то первым делом вспоминается группа «Тату».
Юля Волкова и Лена Катина участвовали в конкурсе в 2003 году. Тогда это был актуальный и востребованный музыкальный коллектив, дуэт двух 18-летних девчонок, исполнявший песни на русском и английском языках и имевший немало поклонников за пределами страны. Во время трансляции конкурса англоязычный комментатор, объявляя представителя от России, упомянул, что коллектив знаменит. Собственно, это и сыграло важную роль при выборе исполнителя. Напрашиваются параллели с прошлогодним несостоявшимся «Евровидением», куда хотели послать команду «Little Big» во главе с Ильей Прусикиным. Многие думали и продолжают думать, что, если бы конкурс не отменили, победа была бы у нас в кармане, так как помимо забойной песни в арсенале имеется ещё и знакомое европейцам имя.
В 2003 Юле и Кате победить не удалось, они заняли достойное третье место с русскоязычной композицией «Не верь, не бойся, не прости», которую российские меломаны прекрасно помнят до сих пор.
Опять же высказывалось спорное и неоднозначное мнение, что именно русский язык не позволил им победить. Как бы кто ни относился и к группе и к музыкальному конкурсу, участие группы «Тату» стало одним из ярких и памятных эпизодов российского представительства на «Евровидении».
Патрисия Каас (2009, Франция) - 8 место
Прославленная исполнительница, запомнившаяся уточненным образом и французским шармом, в 2009 году приехала в гости к нам в страну, чтобы поучаствовать в «Евровидении» в Москве, куда его из Белграда привез Дима Билан. Патрисия Каас – легенда европейской поп-музыки, чьё творчество знают и любят во многих странах, в том числе и в России. Начавшая свою карьеру ещё в середине 80-х, артистка неоднократно бывала в нашей стране с гастролями. Незадолго до своего участия в «Евровидении» она выпустила альбом «Kabaret», организовала тур в его поддержку. Диск пользовался успехом у российских меломанов и в ряде других стран Европы. С композицией «Et s’il fallait le faire», записанной для этой пластинки, певица поехала на «Евровидение». Написали произведение Ансе Лацио и Фред Блондин. Патрисию на конкурсе встречали как суперзвезду, букмекеры причисляли её к фаворитам «московского Евровидения».
В 2009 финал выпал на 16 мая, для Патрисии Каас – это особенный траурный день в календаре, день памяти матери. Певица признавалась, что выступление в России на песенном конкурсе было для неё одним из самых тяжелых, она никогда не назначала концерты на эту дату.
В «Олимпийском» легендарная француженка завоевала 8 место, набрав 107 баллов. По меркам новейшей истории «Евровидения» и французского участия в нём в XXI веке это был не плохой результат, на тот момент он стал лучшим для Франции с 2002 года. За полувековую историю «Евровидения» французы побеждали в нём пятикратно, но дело было давно.
Энгельберт Хампердинк (Великобритания, 2012) – 25 место
Завершают подборку два представителя Великобритании. Британцы – одни из основоположников «Евровидения», однако в последние годы музыканты из этой страны больших успехов на конкурсе не добивались, и часто «плелись» в хвосте. Всё же уровень музыкальной культуры там всегда был достаточно высок. Как минимум дважды в 21 веке от лица этого очень богатого на всякую разную музыку государства на Евровизионной сцене выступали не просто широко известные исполнители, а музыкальные легенды, успевшие стать достоянием музыкальной истории. И оба оказались в конце турнирной таблицы.
Евровидение 2012 запомнилось возрастными исполнителями. Все помнят, что наша страна на этом конкурсе устроила «Вечеринку для всех» силами удмуртского фольклорного коллектива «Бурановские бабушки». Помимо «рашен бабушкас», как их окрестили европейские слушатели, в конкурсной программе «Евровидения» в Баку был ещё и «бритиш дедушка». В качестве представителя Соединенного Королевства в Азербайджан поехал 76-летний певец Арнольд Джордж Дорси, в историю музыки вошедший под псевдонимом Энгельберт Хампердинк. Популярность к певцу пришла во второй половине 60-х годов. Приведу условную и умышленно утрированную аналогию. Представьте, что от нашей страны во втором десятилетии XXI века на конкурс бы поехал Иосиф Кобзон. Даже на фоне пугачевского участия в 90-е такое кажется странным.
В «Бакинском кристальном зале» заслуженный британский исполнитель спел балладу «Love Will Set You Free». Её авторы Мартина Терефе и Саша Скарбек.
В современных реалиях Хампердинка уже можно отнести к «подзабытым» исполнителям, ярким героям прошлого, а среди аудитории «Евровидения» много молодежи, которая просто не знает этого певца.
В этом контексте вполне понятно, что с одной, поездка на конкурс могла быть для Хампердинка своеобразной попыткой напомнить о себе, показать, что он ещё жив, и предстать перед меломанами нового поколения. С другой стороны, закономерно, что эстетика «британского ветерана» оказалась не понятна «евровизионной публике», и он занял второе место с конца, став 25-м из 26 конкурсантов, выступавших в финале.
Бонни Тайлер (Великобритания, 2013) – 19 место
Следом за Хампердинком от Великобритании покорять сцену песенного конкурса поехала певица из Уэльса Бонни Тайлер. Рассказывать о том, кто это такая, я думаю, не нужно почти никому. Её «рокерская мощь», характерная яркая манера исполнения, хрипловатый узнаваемый вокал памятны меломанам разных поколений. На счету певицы огромное количество хитов. В 2013 году в шведском Мельмё она исполнила композицию с вдохновляющим названием «Believe in Me». В авторский коллектив, написавший песню вошли прославленный сонграйтер из США Дезмонд Чайлд и британская певица Лорен Кристи. В музыкальных кругах композиция получила противоречивые отзывы, но в целом, вне контекста Евровидения, где певица заняла лишь 19 место, музыкальное произведение оценивали положительно. Зачем ей было нужно ехать на этот конкурс? У каждого будет свой ответ на этот вопрос.
История Евровидения показала, что оно может быть стартовой площадкой в карьере исполнителей, а музыкантам, которые уже давно все всем доказали и состоялись, там, как правило, делать нечего, хотя в некоторых случаях известность всё таки сыграла на руку.
Я отобрал очень разные примеры, каждый случай по своему индивидуален, но всё же некоторые общие тенденции просматриваются. Во многих странах к этому конкурсу не относятся слишком уж серьёзно, а его результаты не принимают близко к сердцу. К музыке этот конкурс с всегда имел частичное отношение. Тем не менее, как культурное и социальное событие «Евровидение» по-своему интересно.
Статья написана исключительно в развлекательных целях, основывается на информации из открытых источников и не претендует на истину в последней инстанции.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимую музыку и помните, что все разговоры о ней всегда субъективны.