Найти в Дзене
Без музыки совсем не то

Как в 1980-м году Кен Хенсли превратил 14-й альбом группы Uriah Heep в свой третий сольник «Free Spirit»

В 1980-м или 1981 году должен был выйти следующий после «Conquest» студийный альбом Uriah Heep, для которого почти весь материал написал Кен Хенсли. Но из-за непреодолимых разногласий с другими музыкантами Хенсли ушел из группы вместе со своим материалом и сварганил из него свой третий сольник «Free Spirit»

Кен Хенсли в 1980 году в своей студии во время записи сольного альбома "Free Spirit"
Кен Хенсли в 1980 году в своей студии во время записи сольного альбома "Free Spirit"

Uriah Heep всю вторую половину 70-х годов пребывали в сплошных финансовых дрязгах, и непонятно, как они умудрялись записывать в этот период великолепные альбомы. Правда, оценка этих альбомов в разных странах была неоднозначной, тем не менее самым высокооплачиваемым участником группы неизменно был Кен Хенсли – автор почти всех хитов, которые, помимо как на альбомах, прекрасно расходились и на синглах.

Тем не менее, в 1979 году произошел очередной раскол группы, и ряды UH покинули сразу два ее участника – вокалист Джон Лаутон и барабанщик Ли Керслейк. Самым обидным для фанатов группы было то, что материал для очередного альбома уже был готов, и Лаутон уже записался на нескольких новых песнях. Но эти песни были перезаписаны с новым вокалистом Джоном Сломаном, остальной старый материал был отброшен, и вместо него была записана новая пластинка, на которой материал Хенсли снова доминировал.

В принципе, диск «Conquest», вышедший в феврале 1980-го, был бы таким же неплохим, как и предыдущие, но всё испортил вокал Сломана, которого Хенсли на дух не переносил. Однако альбом неожиданно стал бешено популярным в Великобритании, и Хенсли снова получил хорошие деньги с продаж и пластинки, и синглов с его песнями. Весной этого же года был проведен юбилейный тур (10 лет Uriah Heep), такой же успешный, и руководство лейбла Bronze потребовало срочно записывать новую пластинку.

Это должен был быть очередной альбом Uriah Heep, но в итоге получился 3-й сольник Кена Хенсли Free Spirit, 1981 г.
Это должен был быть очередной альбом Uriah Heep, но в итоге получился 3-й сольник Кена Хенсли Free Spirit, 1981 г.

Кен Хенсли заявил, что у него есть хороший музыкальный материал, но поставил условие: никакой новой пластинки с Джоном Сломаном не будет, иначе он покинет группу. Руководство лейбла в лице Джерри Брона предложило Хенсли взять все вокальные партии на себя, потому что было очевидно, что после Дэйвида Байрона и Джона Лаутона трудно будет подыскать соответствующий группе отдельный вокал.

Задняя сторона конверта сольного альбома Кена Хенсли Free Spirit, 1981 г.
Задняя сторона конверта сольного альбома Кена Хенсли Free Spirit, 1981 г.

Но тут восстал Мик Бокс – фактический руководитель группы. Он не захотел, чтобы Хенсли загребал деньги за троих, и в мае 1980 года, после очень громкого скандала с участием руководства лейбла, Хенсли покинул Uriah Heep. Мик Бокс быстро подыскал нового клавишника (им оказался некий Грегг Дэчерт) и музыканты стали записывать новые песни для следующего альбома со Сломаном. Кое-что вышло на синглах, а кое-что было отложено до лучших времен. Но все же после серии концертов с новым составом «хипам» пришлось прекратить совместное существование, так как очень быстро выяснилось, что потенциал группы без Хенсли был утерян.

Внутренний конверт из бумаги для пластинки "Free Spirit"
Внутренний конверт из бумаги для пластинки "Free Spirit"

Но Кен Хенсли, уйдя из группы, все еще числился за лейблом Bronze по контрактным обязательствам, хотя эти обязательства были условными, и Хенсли на этом контракте практически ничего не держало. Он собирался уехать в США и реализовывать свои музыкальные амбиции по другую сторону Атлантики. Но Джерри Брону не давала покоя мысль, что от него может ускользнуть новый материал, который мог бы быть реализован на новом диске Uriah Heep. Неизвестно как, но он уговорил Хенсли опубликовать этот материал на лейбле Bronze, выпустив сольную пластинку.

Первые два сольных альбома – «Proud Words on a Dusty Shelf» (1973 г.) и «Eager to Please» (1975 г.) были очень хороши, но они не принесли слишком много денег, так как создавались как чисто сольные проекты, на UH мало похожие. То были как бы выжимки, не подошедшие по стилистике к Uriah Heep, потому что все более-менее сильные хиты Хенсли тогда отдавал только своей основной группе.

В случае с новым материалом было понятно, что раз он предназначался для Uriah Heep, то и новый сольник тоже скорее всего будет звучать именно как Uriah Heep, а не как сольник отдельного музыканта. Тем более что на нем будет звучать не вокал Лаутона, изменившего в свое время всю концепцию группы, и не вокал Сломана, вообще «хипам» не подходивший, а вокал Хенсли, который мало в чем уступал по «хиповости» вокалу Байрона.

В общем, сказано – сделано. Летом 1980-го, прямо после ухода из UH, Хенсли засел за альбом, который было решено назвать «Free Spirit». Всю основную работу он проделал на своей собственной студии недалеко от Лондона, а шлифовал альбом на студии Roundhouse, на которой были записаны все последние альбомы Uriah Heep. Была задействована еще одна лондонская студия - T.W. Music, но на ней дописывалось то, что не было записано на предыдущих двух.

На аудио: песня "Inspiration", которая не вошла на альбом "Free Spirit", а вышла только на сингле

Основной костяк музыкантов состоял из бас-гитариста Гэри Тейлора и барабанщика Джеффа Алана – с ними была записана половина альбома. Для других песен приглашались другие музыканты, среди них были барабанщик Иэн Пейс и бас-гитаристы Тревор Боулдер и Марк Кларк.

Кстати, Марк Кларк - это тот музыкант, который участвовал в 1972 году в записи песни UH «The Wizard», он же, кстати, был и ее соавтором, также Кларк записывал с Хенсли и его второй сольник – «Eager to Please». Кроме того, в 1977-м он почти 2 месяца участвовал в репетициях к альбому группы Rainbow «Long Live Rock'n'Roll», но по какой-то причине поругался с Ричи Блэкмором и был заменен на другого будущего «хиповца» - Боба Дэйсли.

Все остальные инструменты, включая клавишные, гитары, а в некоторых случаях бас и барабаны, записал сам Хенсли. Список участников - внизу альбома.

На прилавки альбом поступил в конце 1980 года, хотя планировался на 1981-й, ну, так часто в музыкальной индустрии бывает – думали одно, а получилось другое. Именно поэтому во многих источниках дата выпуска часто приводится – 1980 год, хотя на пластинке указано - 1981.

«Free Spirit» получился великолепным, на мой взгляд, гораздо лучше, чем предыдущие два сольника, хотя, конечно же, это великолепие было обеспечено не какими-то сокровенными темами, как на лучших альбомах Uriah Heep, а исключительно шлягерностью. Да, альбом состоял из одних шлягеров, но это были шлягеры Кена Хенсли, а Хенсли дешевых шлягеров не писал никогда.

Золотой диск "Free Spirit", внизу - табличка с надписью, что альбом на самом деле поступил в продажу в 1980-м году, а не в 1981-м, как указано на пластинке
Золотой диск "Free Spirit", внизу - табличка с надписью, что альбом на самом деле поступил в продажу в 1980-м году, а не в 1981-м, как указано на пластинке

Правда, до уровня UH альбом все же не дотянул, потому что записывался в спешке и с набором самых разных музыкантов, которые в творческом процессе практически не участвовали. Но потенциал у всех песен такой, что если бы его записала группа Uriah Heep как общий альбом, то он по проникновенности, возможно, побил бы практически все лучшие произведения группы. В любом случае он избавился бы от шлягерности и получил бы гораздо более высокое звучание.

Вот таким образом и получилось так, что очередной альбом Uriah Heep в силу непреодолимых противоречий в группе не состоялся и не продолжил волшебный «хиповский» саунд, зародившийся при Байроне и частично поддержанный Лаутоном. Если бы Хенсли отдал этот материал Сломану, то тот его испортил бы точно так же, как он испортил и неплохой в принципе альбом «Conquest».

Но зато мы имеем прекрасный сольник Кена Хенсли, и эта вершина этого выдающегося музыканта. Да, впоследствии он записал еще много интересных альбомов, но, на мой взгляд, ни один из них не дотянул до уровня «Free Spirit».

Сторона 1:

1). Inside The Mystery ~ 4.36. Автор песни – Джек Williams, американский друг Кена Хенсли, который написал также и несколько песен для альбомов UH «Firefly» и «Innocent Victim».

2). New York ~ 2.25. Эта и все остальные песни альбома – авторства Кена Хенсли.

3). The System ~ 2.35

4). When~ 3.48

5). No More ~ 4.36

Сторона 2:

6). Brown Eyed Boy ~ 4.03

7). Do You Feel Alright ~ 2.52

8). Telephone ~ 3.09

9). Woman ~ 3.21

10). New Routine ~ 3.28

Бонус:

11). Inspiration ~ 3.22. Прекрасная песня, на альбом не попавшая, выходила только на сингле. Кто играл на бас-гитаре и барабанах – неизвестно. Правда, есть не проверенная информация, что играли Марк Кларк и Иэн Пейс.

Песня "Inspiration", которая на альбом не попала, а вышла только на сингле
Песня "Inspiration", которая на альбом не попала, а вышла только на сингле

Музыканты, озвучившие альбом:

Кен Хенсли ~ вокал, гитара, клавишные и все остальные инструменты, включая ВСЕ инструменты на композициях №№ 7 и 10.

Марк Кларк ~ бас-гитара (№ 6)

Тревор Болдер ~ бас-гитара (№№ 2, 8)

Денни Болл ~ бас-гитара (№№ 1, 9)

Гэри Тейлор ~ бас-гитара (№№ 3, 4, 5)

Джим Туми ~ барабаны (№ 1)

Джефф Аллан ~ барабаны (№ 2, 3, 4, 5, 9)

Ян Пейс ~ барабаны (№ 6)

Кенни Джонс ~ барабаны (№ 8)

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О URIAH HEEP И КЕНЕ ХЕНСЛИ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Как Кен Хенсли в 1969-1971 годах спасался от безденежья, сочиняя и записывая чужие «хиповые» диски

Альбом «High and Mighty», 1976 г. ~ это не альбом Uriah Heep, а совместный сольник Кена Хенсли и Дэвида Байрона

В 1979-м году был записан и должен был выйти 4-й альбом Uriah Heep с Джоном Лаутоном. И он тут

«Uriah Heep» - классическая супергруппа. В нее приходили играть уже известные музыканты