Почему в России легче шутить про ЛГБТ, а на Западе — про политику? Почему за рубежом женщины не идут в стендап, а у нас их одна треть? Чем еще отличается российский и западный стендап рассказывает комик, победитель марафона юмора от Павла Воли, участник шоу Stand Up Battle, автор дзен-канала «Популярная наука» Александр Дементьев. В конце статьи сюрприз — инструкция, как стать стендап-комиком.
Где больше шутят про политику, а где — про сексменшинства и феминизим?
На Западе через юмор вскрывают остросоциальные темы, связанные с политикой, межрасовыми конфликтами, феминизмом, ЛГБТ. Однако многие зарубежные комики жалуются, что градус юмора снижается из-за толерантности. Там о межрасовых конфликтах шутят цветные, о женщинах — феминистки, о ЛГБТ — сексменьшинства.
«Она сказала: “Кто его знает...Однажды ты вдруг зайдешь за угол, а там будет ОН!” Мистер Тот Самый, как она его называет. И с тех пор я захожу за угол с большой опаской»
Австралийская комикесса и ЛГБТ-персона Ханна Гэтсби, пережившая насилие.
В России все наоборот. Об ЛГБТ и феминистках шутят без ограничений, но тему политики комики не трогают. Зрители приходят на стендап-шоу в первую очередь посмеяться. Эта тема для них тяжелая и откликается с трудом, да и от автора требует высокого уровня комедии. Еще для нее нужен опыт как стендапера, так и его авторской группы. Да-да, вы не ослышались. У комиков есть группы сценаристов — стендапер придумывает идеи для шуток, а авторы помогают их усилить.
«Я шучу про религию, потому что работал алтарником в храме» — кому можно и нельзя шутить о религии?
В зарубежном стендапе религия — актуальная и сильная тема. У нас же ее избегают по нескольким причинам. Во-первых, юмор цензурируют из-за закона об оскорблении чувств верующих. Во-вторых, в стендапе ты можешь шутить о чем-либо, если у тебя есть соответствующий багаж. Выдуманному опыту зритель не верит.
«Я благодарен церкви. В 90-е она буквально меня спасла. Я с такой внешностью должен был мочить бандитов, а я помогал мочить детей в купели»
Цитата со стэндапа Александра Дементьева
У нас о религии на ТВ шутило всего два стендапера: певчий в церковном хоре Филипп Мещеряков и я. Я поднимал эту тему, потому что в 90-е работал алтарником в храме. В стране царил бандитизм, поэтому церковь мне нравилась: оазис спокойствия с искренними и образованными людьми.
Но к шуткам о религии, как отдельной полноценной теме, пока не готов ни я, ни зритель, ни телевизор. Может, лет через десять. Иногда ее поднимает Стендап-клуб №1, но там никто не работал ни в храме, ни в церкви, поэтому шутки выходят поверхностные.
Шутки «а вы замечали» — примитивный жанр на Западе, у нас — один из самых популярных
Комедия наблюдений часто начинается с фразы «а вы замечали» и дальше комик описывает свой взгляд на житейскую ситуацию. На Западе ее считают примитивным жанром, так как их стендап стал площадкой для художественных шоу на злобу дня, не обязательно смешных. Западный зритель ждет от от стендапа художественного представления, российский — шуток, не обязательно связанных между собой.
«Самый странный для меня предмет — это урок пения, урок музыки. Потому как, как мне кажется, умение петь оно либо было до школы изначально, либо его не было. Вот как у меня происходил урок пения? Меня вызывали к доске, я пел песню, мне ставили три, я садился за парту и такой: “А в чём урок? В чём, собственно, урок? Урок — не петь на людях?”»
Ваня Усович
В России комедию наблюдения любят и уважают — через нее развиваются и растут молодые комики. Хорошо шутят на повседневные темы, например, резидент Stand-Up Club Артур Чапарян, гость передач «вДудь» и «Вечерний Ургант» Ваня Усович.
В российском стендапе больше женщин, но феминизм тут не причем
Мы видим по телевизору 10–15 хедлайнеров, но на самом деле в России работает около двух тысяч комиков. На Stand Up Фестиваль на ТНТ в этом году поступило полторы тысячи заявок — на 30% больше, чем в прошлом. Треть комиков — женщины, и их количество продолжает расти.
На Западе в топ попадают редкие женщины с остросоциальными темами вроде Ханны Гэтсби. В российском стендапе женщин больше и шутят они смешнее. Что интересно, карьерное развитие у наших комикесс происходит гораздо быстрее, чем у комиков. Они могут добиться высот за полгода, а мужчина этот путь пройдет в течение нескольких лет.
Почему так происходит? Во-первых, новичкам всегда трудно на первых выступлениях: они зажимаются, преодолевают себя. Женское смущение публика принимает лояльнее, она к этому готова, поэтому поддерживает выступающую. От мужчин же ожидают смелости и уверенной подачи, а сценическую неловкость (если это не часть актерской задумки) прощают редко.
Как попасть в российский стендап и не облажаться
StendUp Фестиваль — хорошая возможность набраться первого опыта. Он есть практически в каждом городе. Условий участия, как правило, два: написать монолог на несколько минут и привести с собой зрителей. Попробуйте начать с азов и прочитать «Библию комедии» Джуди Картер. У монолога есть определенная структура, которую автор разбирает в книге.
Чтобы продвинуться в стендап-карьере, нужно как можно больше выступать — так вы протестируете и отточите шутки из монолога на зрителях. Когда трехминутное выступление хотя бы трижды зашло аудитории, двигайтесь дальше и пробуйте силы на ТВ. Самый простой способ засветиться на телевидении — записаться на ежегодный Stand Up Фестиваль на ТНТ. По сути — это кастинг в передачу «Открытый микрофон», так что если вам повезет, прославитесь.
Условие участия в фестивале одно — заполнить анкету, указав ссылку на ваше видео-выступление. Интересно, что продюсеры могут отдать предпочтение не просто смешному комику, а, скажем, человеку без руки или психиатру-наркологу. В стендап-индустрии ценится уникальный опыт.
Что еще вы бы хотели узнать о стендапе? Делитесь в комментариях!