—А чё вы тут стоите, тёть Нин? Ключи потеряли?— спрашиваю я у своей пожилой соседки.
—Да, нет. Я тебя жду. Ты слышала? Беда-то какая — вчера костел в Будславе горел. Вот хочу тебя просить, чтоб ты мое пожертвование на ремонт отправила им. Я тебе денег дам, а ты отправь по Интернету этому. Не дойду в сберкассу. Уж больно ноги болят. Марийкина внучка так отправляла. Сказала, что ты сумеешь.—тетя Нина посмотрела на меня вопросительным взглядом.
— Отправлю-отправлю, пойдемте. А вы разве католичка, тёть Нин?
— Нет. Я в православном храме крещена. Ну так какая разница? Бог то — он у всех один. А тут беда, помочь надо.
Тете Нине 73 года. Она живет одна. Про мужа — был он у нее или нет, я не знаю. А вот единственного сына она похоронила лет двадцать назад — разбился на машине. Соседи захаживают к ней, помогают чем могут. Но и она в долгу не остается. За детьми присмотрит, рассадой с дачниками поделится или рецептом каким. А какой пирог она испекла на дворовый праздник тогда, осенью.
Осенью у нас в стране произошло нечто удивительное — соседи, которые годами не знали друг друга, живя в многоэтажных муравейниках, все перезнакомились и начали встречаться на дворовых праздниках. Концерты, чаепития, спортивные мероприятия. Политики обозвали это "горизонтальными связями". А тетя Нина — посиделками. "После войны так было. — резюмировала тогда она — люди радовались вместе и песни пели везде раньше, не стеснялись.
Сейчас таких собраний нет. Но все уверены, что это временно. Часто читаю в местных чатах ностальгические нотки о них. Они вернуться чуть позже. А пока душа беларуса выжжена, как костел в Будславе.
Костел горел два дня назад. Построенный в 17-м веке, он является историко-культурной ценностью. Уникальные иконы, орган и утварь удалось спасти. Но крыша обрушилась. Нужна реставрация.
Тут же неравнодушные беларусы стали перечислять деньги на восстановление. За два дня было собрано почти 68 тысяч долларов пожертвований. И это при том, что в стране тяжелый экономический кризис.
В Беларуси почти одинаковое количество православных и католиков. Много, конечно, и верующих других конфессий, и атеистов. Но все они всегда мирно сосуществовали на нашей земле. И даже помогали друг другу. Так было, есть и так будет всегда. Ведь как правильно сказала моя пожилая соседка: "Бог то — он один у всех."