Что происходит на Чернобыльской АЭС
Ученые предупредили о новых ядерных реакциях в Чернобыльской АЭС. Об этом сообщает журнал Science. По данным специалистов, в массе уранового топлива, которое похоронено в глубине реакторного зала станции, вновь начинаются процессы деления. Это явление один из специалистов по ядерным материалам из Университета Шеффилда, химик Нил Хайят сравнил с тлеющими углями в мангале.
Авария на Чернобыльской АЭС произошла в ночь на 26 апреля 1986 года. Тогда взорвался реактор РБМК-1000 энергоблока №4. В итоге в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Загрязнению подверглись огромные территории на Украине, в Белоруссии и России, где проживало в общей сложности свыше 7 млн человек.
После аварии над четвертым энергетическим блоком соорудили саркофаг из стали и бетона под названием «Укрытие». Однако через него внутрь попадала вода, которая замедляет нейтроны и увеличивает шансы на деление урановых ядер. Постройка второго саркофага началась в 2007 году. Планировалось, что он будет представлять собой подвижную арку, которая накроет реактор вместе со старым саркофагом, после чего можно будет заняться разборкой, дезактивацией и захоронением останков энергоблока. Изначально проект собирались завершить к 2013 году, но сроки сдвинулись из-за финансовых проблем. Его достроили к 2016 году. Он получил название «Новый безопасный конфайнмент» и стал самой большой наземной передвижной конструкцией. Срок службы нового «Укрытия» оценивается в 100 лет. Благодаря новой постройке количество нейтронов в большинстве точек остается стабильным или даже уменьшается.
Но по словам Хайят, которые опубликовал журнал Science, сейчас нейтроны начали появляться и накапливаться в нескольких новых местах, а в одном из помещений АЭС их количество почти удвоилось за четыре года. По мнению химика, данную угрозу нельзя игнорировать. Это явление может привести к неконтролируемому выбросу ядерной энергии.
На заявление ученных тут же отреагировали специалисты Института проблем безопасности атомных электростанций НАН Украины. Они подтвердили, что после возведения нового безопасного конфайнмента (НБК) над четвертым энергоблоком Чернобыльской АЭС более четырех лет наблюдается рост плотности потока нейтронов в одном из подреакторных помещений. Но на данный момент «этот рост не превышает установленных пределов безопасности».
Институт проблем безопасности АЭС НАН Украины единственное на сегодня научное учреждение, которое с первых лет после аварии на Чернобыльской АЭС изучает состояние локализованных внутри объекта «Укрытие», а также занимается прогнозированием изменения их состояния во времени.
«Понимая сложность проблемы, которая стоит перед Чернобыльской АЭС в период преобразования объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему, предусматривающую обращение с ядерно опасными материалами, в 2016 году Институтом была разработана специальная программа мониторинга. Однако на текущий момент времени ГСП ЧАЭС не обеспечена соответствующими ресурсами для реализации этой программы», – говорится в обращении.
Еще в начале мая специалист из киевского Института проблем безопасности атомных электростанций Анатолий Дорошенко заявил, что специальные датчики начали фиксировать повышение потока нейтронов, исходящих из одного из недоступных помещений под разрушенным в 1986 году реакторным залом. Высказывание об этом он сделал в ходе переговоров о разборке аварийного реактора.
«Там много неопределенностей. Но мы не можем исключать возможность аварии. Наблюдается медленный рост отсчетов нейтронов, и у специалистов есть несколько лет на то, чтобы выяснить, как решить возникшую проблему», – добавил физик Максим Савельев из того же института.
По словам главного редактора портала Atominfo.ru Александра Уварова, эта ситуация никак не угрожает новой катастрофе. А эта информация, по мнению эксперта, и вовсе появилась за тем, чтобы рассказать общественности о недофинансировании на Украине программы мониторинга обстановки в районе разрушенного реактора.
«Никакой реальной, тем более катастрофической опасности ситуация на Чернобыльской АЭС не представляет, и сами украинские ученые это подчеркивают. Ну а нейтроны, как известно, появляются даже в реакциях спонтанного деления ядер природного урана», – цитируют Уварова РИА Новости.
Российские специалисты убеждены, что эти процессы не начались только что. Они не прекращались на протяжении долгих лет.
«Подреакторные помещения, в которых обнаружили ядерное деление, – самые грязные после аварии на ЧАЭС. Масса в виде расплавов различных радионуклидов и конструкционных элементов протекала как раз через них, а затем опускалась ниже. Все радионуклиды как были в ядерном реакторе, так до сих пор есть. И никуда не денутся на протяжении тысячелетий, ведь именно столько времени нужно, чтобы они окончательно распались», – заявил доктор технических наук Владимир Кузнецов.