Найти в Дзене
Лабиринты времени.

Александра в Тибете.

Александра в Тибете. Президентская награда. Жители ничем не примечательного, провинциального городка Динь-ле-Бен, что на юге Франции, всегда гордились своими виноградниками и великолепными полями лаванды, известными на всю Европу. Больше им гордиться было особо нечем. Разве что ещё в городе жила одна чудаковатая и очень энергичная старушка. Она за свои деньги открыла здесь Институт изучения буддистской культуры, где была руководителем и единственным научным сотрудником. Пожилая дама всегда была в делах, колесила с лекциями по миру, а иногда и к ней в "Самтен-Дзонг" (название института, дословно "дом размышлений") приезжали гости – такие же чудаки, как и она. Местные обыватели пожимали плечами, а иногда и крутили пальцем у виска: "Занимается бабка ерундой, ну кто же поверит в её истории про бессмертных мудрецов и йогов Тибета, которые могут летать и проходить сквозь стены".  Каково же было удивление публики, когда осенью 1968 года в городе появился президентский кортеж в сопровожден

Александра в Тибете.

Президентская награда.

Жители ничем не примечательного, провинциального городка Динь-ле-Бен, что на юге Франции, всегда гордились своими виноградниками и великолепными полями лаванды, известными на всю Европу. Больше им гордиться было особо нечем. Разве что ещё в городе жила одна чудаковатая и очень энергичная старушка. Она за свои деньги открыла здесь Институт изучения буддистской культуры, где была руководителем и единственным научным сотрудником. Пожилая дама всегда была в делах, колесила с лекциями по миру, а иногда и к ней в "Самтен-Дзонг" (название института, дословно "дом размышлений") приезжали гости – такие же чудаки, как и она. Местные обыватели пожимали плечами, а иногда и крутили пальцем у виска: "Занимается бабка ерундой, ну кто же поверит в её истории про бессмертных мудрецов и йогов Тибета, которые могут летать и проходить сквозь стены". 

Каково же было удивление публики, когда осенью 1968 года в городе появился президентский кортеж в сопровождении мотоциклистов и целой делегации зарубежных гостей. Щёлкали фотокамеры, журналисты строчили заметки, на какое-то время Динь-ле-Бен стал центром всеобщего внимания. Оказалось, что господин президент лично приехал вручить полоумной старушке почётную награду за заслуги перед Республикой. Как раз к столетнему юбилею Александры Давид-Неель, Франция признала её вклад в изучение культуры Востока.

Непутёвая дочь.

Александра родилась в культурной французской семье 24 октября 1868 года. Родители хотели видеть дочь оперной певицей, поэтому оплатили её обучение в Брюссельской консерватории, где она подавала большие надежды. Однако, Александра, нежное существо, ангел во плоти, имела на жизнь совсем другие планы. Её манили тайны и загадки диковинных восточных земель, и, засыпая с томиком Жюля Верна в руках, она представляла путешествия и далёкие экзотические страны. Возможно юношеские мечты Давид-Неель так и остались бы в сфере фантазий, но во время поездки в Лондон, она познакомилась с нашей соотечественницей Еленой Петровной Блаватской. Блаватская – основатель теософского общества, знаменитый мистик и путешественница, произвела на Александру неизгладимое впечатление. Та поняла: пора бросать всё и ехать в Индию. Добиться успехов в духовном развитии она сможет только там, где йоги и буддистские ламы владеют тайными знаниями заснеженных Гималаев. Благо, кое-какая подготовка у неё была. К этому времени Александра уже была посвящена в масонское послушание смешанного устава, где позднее достигла 30 градуса. 

Вперёд к тибетским тайнам.

Впервые в Индию Давид-Неель попала в 1891 году, приехав по приглашению теософов в Дарджилинг. Местный колорит и обычаи поразили молодую путешественницу. Оказалось, что теософские изыскания европейцев – только вершина айсберга, скрывающая огромные пласты древней культуры. Познакомившись с индийскими буддистами, Александра решила совершить маленькую развлекательную экскурсию по стране и… осталась в Индии очень надолго. Позже она писала: "Ранним розовым утром прохладного весеннего дня, когда выехала из Дарджилинга, я мало задумывалась о том, какие последствия для меня будет иметь эта поездка… оказалось, что вовлекаю себя в странствия по Азии и займут они долгие годы".  

Александра провела несколько лет в отшельничестве, живя в пещере и учась у великого отшельника. Дама из высшего европейского общества вдруг сменила балы и кружевные юбки на холщëвую рубаху и холодное каменное убежище без всяких удобств. 

Позже она приняла сан буддистского ламы и много путешествовала по южным областям Тибета, пытаясь проникнуть в запретную столицу королевства – Лхасу. С первого раза ей это не удалось, ведь для европейца путь в священный город был закрыт даже в начале XX века. К слову сказать, для Николая Михайловича Пржевальского такая попытка оказалась фатальной: его отравили на подступах к закрытым для иностранцев землям. 

Вторая попытка. 

Из-за финансовых трудностей, Александре пришлось в 1900 году вернуться в Европу. Родители отказались спонсировать "безумные" путешествия блудной дочери. Давид-Неель поселилась в Тунисе, который находился под протекторатом Франции. Здесь она устроилась работать в театр и, по настоянию отца, вышла замуж. Однако всего через три месяца, Александра оставила мужа и уехала в Париж. 

Мысли о Тибете преследовали молодую авантюристку, и в 1911 году она вновь отправилась в Азию. После долгих приключений, переодетая в нищую паломнику, без багажа и средств, она всë же попала в Лхасу. Фокус с переодеванием удался и в ней не признали иностранку. Сопровождаемая ламой Апхуром Йонгденом, который был Александре верным помощником и слугой более десяти лет, Давид-Неель в феврале 1924 года всë же достигла запретного города. Позже она писала: "Я достигла Лхасы, высохшая, как скелет. В течении двух месяцев я бродила по храмам и террасам монастыря и не одна душа не догадывалась, что впервые за всю историю западная женщина видит сокровенные тайны этого закрытого города". 

Вернувшись в Европу, Давид-Неель написала несколько книг о своих путешествиях. Эти бесценные труды стали единственными достоверными сведениями о тайнах Тибета, доступными европейцам и по сей день.